Луговая собачка Гуннисона.Cynomys gunissoni Baird, 1855 Луговые собачки. Cynomys Rafinesque, 1817 = Луговые собачки

Вид: Луговая собачка Гуннисона

Cynomys ludovicianus = Чернохвостая луговая собачка

Семейство: Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род: Cynomys Rafinesque, 1817 = Луговые собачки

Вид: Cynomys gunissoni Baird, 1855 = Луговая собачка Гуннисона

Читать дополнительно: Чернохвостая луговая собачка; Поведение чернохвостой луговой собачкиCynomys ludovicianus = Чернохвостая луговая собачка

Сходный образ жизни описан у луговой собачки Гуннисона, Cynomys gunnisoni, распространенной в юго-западных районах США (Longhurst, 1944). Размножение этого вида, характеризующегося исключительно дневной активностью, начинается в июне. Беременность длится 27-33 дня. Среднее число детенышей в выводке составляет 3.9 (и=55), а максимальное, судя по числу эмбрионов — 8. Лактирующие самки встречаются до третьей декады июля. Детеныши остаются в норе в течение 3 недель до иыхода на поверхность, и это можно использовать как показатель длительности молочного вскармливания. Через неделю после выхода на поверхность молодые зверьки полностью переходят на самостоятельное питание. Взрослая самка после выхода детенышей на поверхность оставляет их в старой гнездовой норе, а сама переселяется в свободную нору либо роет себе новую. Детеныши остаются в старой гнездовой норе в течение 2-3 недель, а позднее расселяются, занимая ближайшие свободные норы.

У взрослых самцов обнаруживаются определенные признаки территориального поведения, поскольку они преследуют других особей своего вида, приближающихся в норе. Вместе с тем, как показывают наблюдения, несколько взрослых самцов могут относительно мирно кормиться на небольшом расстоянии друг от друга, если находятся вдали от своих нор. В конце июня у них начинает проявляться тенденция обособления от сородичей, которая заметно усиливается в августе. Годовалые самцы обычно живут поблизости от взрослых самок с выводками.

Более подробное исследование, проведенное в штате Колорадо в 1965— 1966 гг., показало, что элементарные внутри-популяционные группировки луговой собачки Гуннисона представляют собой семейные группы (называемые "кланами"), которые объединяют чаще всего пару взрослых особей с потомством либо самца с 2-3 самками и их выводками. В состав сложных семейных групп могут входить 2-3 взрослых самца. По мнению некоторых исследователей, в таких группах размножается только пара особей-основателей, а другие взрослые особи — это не расселившееся и не участвующее в размножении их потомство.

В составе сложных семейных группировок этого вида, помимо 1-2 взрослых самцов, могут находиться от 1 до 5 взрослых самок, до 8 годовалых самцов, от 1 до 4 годовалых самок и до 5 выводков.

Каждая семейная группа охраняет территорию, границы которой, однако, четко не определены, и члены соседних семейных групп могут периодически кормиться на кормовых участках общего пользования. Взрослые самки и сеголетки обычно кормятся в пределах охраняемой зоны, тогда как взрослые самцы чаще выходят за границы участков и кормятся на нейтральной территории между соседними группировками (рис. 4.2.5). Чужак, зашедший на охраняемую территорию, немедленно изгоняется ее хозяевами. Последние охраняют, однако, не весь участок, занимаемый семейной группой, а, в основном, пространство вблизи нор и наиболее предпочитаемые места кормежки самок и сеголеток. У особей-соседей нередко возникают конфликты при встрече на нейтральной территории во время кормежки.

Пространственная структура поселений (колоний) оставалась практически неизменной на протяжении длительного периода, по крайней мере, более года, и миграционные процессы не оказывали на нее заметного влияния.

Что касается социальной организации семейных групп луговой собачки Гуннисона, то главная особенность заключается в толерантности внутригрупповых отношений, которая сочетается с отсутствием строгой иерархии и проявления фиксированных поведенческих ролей.

Инициаторами социальных взаимодействий в семейных группах выступали, как правило, взрослые самки. Контакты, в основном, были парными, и привлечение других особей происходило крайне редко.

В состав двух семейных групп входили несколько взрослых самцов, и взаимоотношения между ними были вполне миролюбивыми. В одной группе самцы могли собираться в общей норе, тогда как в другой группе они предпочитали занимать обособленные норы, и контакты между ними были редкими.

В конфликты, возникавшие при встрече членов соседних семей на нейтральной территории, чаще всего были вовлечены взрослые самцы (63%). Агрессивные взаимодействия между ними ограничивались, как правило, преследованием на короткое расстояние, а схватки наблюдали в единичных случаях.

Взаимодействия между взрослыми самцами и самками в семейных группах были, как правило, миролюбивыми. Однако кормящие самки не допускали в нору с детенышами других членов своей группы. В конфликтных ситуациях, возникавших во время кормежки, самцы обычно одерживали верх над самками. Взаимные чистки были крайне редкими. Между взрослыми самками, входящими в состав одной семейной группы, поддерживались миролюбивые или нейтральные отношения без явно выраженного доминирования (за исключением ситуаций, когда они охраняли гнездовые норы с детенышами). При встрече самки обнюхивали друг друга (чаще всего отмечали назо-назальный контакт) и нередко скучивались (сидели бок о бок) вблизи выхода из норы.

Детеныши первые две недели после выхода из выводковой норы не отходили далеко от своего убежища. В этот период у них отмечены скучивания с матерью вблизи норы и игры, в которых принимала участие и самка. В игровом поведении преобладали элементы ритуализованной агрессии и попытки к садкам, инициированные всеми детенышами, вне независимости от их пола. Агрессивные конфликты возникали редко (в основном, из-за корма). Частота игровых контактов в течение лета снижалась, и к середине августа игры между сеголетками прекратились.

Взрослые самки проявляли терпимость к подросшим детенышам на протяжении всего периода наблюдений. Взрослые самцы, напротив, зачастую преследовали молодых особей во время кормежки. Схватки между сеголетками и взрослыми особями в семейных группах не отмечены, однако взрослые члены группы преследовали чужих детенышей при встрече на нейтральной территории.

Кооперативные формы деятельности в семейных группах отсутствовали, за исключением сигналов тревоги при появлении хищника.

В исследовании, проведенном в 1979-1981 гг. в штате Колорадо, сравнивали характеристики использования пространства и особенности поведения С. gunnisoni в двух поселениях, различающихся по обилию кормов. В поселении I (на площадке мечения размером 3.4 га со скудными кормовыми ресурсами), в отличие от поселения II (площадью 1.1 га с обилием кормов), у сеголеток обнаружили дефицит массы тела, более низкую скорость роста, а также задержку полового созревания и расселения.

Существенных различий в размерах индивидуальных участков, связанных с полом и возрастом особей, входивших в состав семейных групп, не обнаружено: в поселении I площадь участков обитания составляла в среднем 774 м2 (и=14), в поселении II — 684 м2 (и=26); различия статистически недостоверны. Отсутствовали различия и по другим показателям, характеризующим пространственную и социальную структуру. В частности, степень перекрывания участков обитания взрослых самок в семейных группах была одинаковой. В обоих поселениях детеныши из разных выводков объединялись, когда выходили на поверхность. Взрослые члены семейных групп и годовалые особи принимали активное участие в охране территории. Единственное различие было связано с тем, что в поселении II, где некоторые годовалые самки были половозрелыми, степень перекрывания участков взрослых и годовалых самок была более низкой, чем в поселении I, хотя соотношение миролюбивых и агонистических взаимодействий между ними было одинаковым в обоих поселениях. В целом, несмотря на существенные различия между двумя поселениями в темпах роста и развития молодняка, общие характеристики пространственной и социальной организации семейных группировок оказались сходными.

Однако, по-видимому, все же существует зависимость между распределением и обилием кормов и составом семейных групп. Исследование, проведенное в 1988-1989 гг. в штате Аризона, показало, что при равномерном распределении скудных кормов чаще встречаются одиночные семейные пары, тогда как при обилии кормов, распределенных мозаично, формируются сложные семейные группы, объединяющие самца с 2-3 самками. В сложных семейных группах взрослые особи, в том числе и самки, охраняют не только гнездовые норы, но и кормовые участки. В моногамных семьях территориальное поведение свойственно, в основном, самцам, охраняющим самок.