Вампировые, десмодовые. Вампиры. Вампир. Летучая мышь. ЛЕТУЧИЕ МЫШИ: Desmodontidae Gill, 1866 = Вампировые, десмодовые

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Народные представления об упырях и вампирах

Фото

Читать дополнительно: Семейство ВАМПИРОВ = DESMODONTIDAE GILL, 1866 ; Вампир...

Фото

Народные представления об упырях и вампирах до сих пор бытуют на территории Европы. Можно с уверенностью сказать, что этому страшному, мистическому образу находится место в подсознании многих современных людей. Однако когда-то образ вампира пришел из славянской мифологии.

Представления о вампирах закрепились не у русских, а у украинцев и белорусов. Представления о вампирах попали у восточных славян на благоприятную почву. Дело в том, что у них были развиты представления о заложных покойниках. Образ вампира в каком-то смысле развивал представления о заложных покойниках, и вампир оказался одним из видов заложного покойника.

Оговорим специально: в русском фольклоре этот образ не встречается. Реконструировать представления о вампирах можно, изучая фольклорный жанр оберега, распространенный на территориях современных Украины и Белоруссии. Словесные обереги использовались во время обряда, помогавшего спастись от вампира.

Страшная фигура вампира изначально связывалась в сознании людей с необычной смертью. Издревле человек разделял покойников на умерших своей смертью, и тех, кто умер не своей смертью.

Принято считать, что вампирами становятся люди, умершие от ран, от эпидемических болезней.

Кроме того, согласно общеславянским представлениям, вампирами становятся люди, чьи рождение, жизнь или смерть сопровождались наруш Фотоением этим человеком моральных норм или нарушением ритуальных правил другими людьми: умершие без исповеди (Карпаты, Украина, Полесье), не выполнившие своих прижизненных обязанностей, в том числе не оставившие потомства ( Македония), а также развратники, убийцы, скупцы, пьяницы, колдуны и т. д.

В ряде случаев превращения в вампира зависло от судьбы: если в семье подряд рождаются мальчики, то пятый или седьмой мог стать упырем. Иногда считали, что упырь - это человек, похороненный на месте упавшей звезды (Сербия).

Всегда существовали способы охранения от нечистой силы, к ним относятся и обереги от вампиров или упырей.

В качестве оберегов использовались не только словесные тексты, но и и некоторые природные явления и материальные предметы: огонь, режущие и колющие предметы, некоторые растения.

Оберегом могло служить и строгое выполнение определенных предписаний и запретов при похоронах: например, покойника ни днем, ни ночью нельзя было оставлять одного, нельзя было гасить свет в доме, где лежит покойник, необходимо было изгнать из этого дома животных (всегда была опасность, что животное перепрыгнет через место, где лежал покойник, в течение трех дней вообще нельзя было переступать через покойника) и т.п.

Чтобы предотвратить перевоплощение умершего в вампира, у трупа протыкали иглой кожу - тогда дьявол не мог ее надуть; рассекали труп на несколько частей и так хоронили (ю-слав.), подрезали под коленками жилы (укр., юж.-слав.), втыкали в пятки острые предметы (ю-слав.), чтобы покойник не мог ходить. Клали на грудь землю (Босния, Герцеговина), под голову нож (Македония), свечным воском наносили на тело крест (Хорватия) и т. д.

Страх, что близкий человек может превратиться в вампира, был так силен, что иногда определенные обрядовые действа, препятствующие этому, совершали уже при рождении ребенка. В случае, когда ребенок рождался в сорочке, считалось необходимым ее сжечь, а пепел дать выпить ребенку вместе с четверговой водой, освященной в Страстной четверг (кашуб.)-

Если все же выяснится, что недавно умерший превратился в вампира, то первостепенное значение приобретают личные обереги, а также охрана дома, куда вампир может проникнуть. Для этой цели используются: чеснок (ю-слав. ), крестики из боярышника (ю-слав.). Вокруг дома создают магический круг из терновника, терновник могут укреплять и на дверях, окнах, засовывать в замочную скважину ( ю. - слав.).

Вампиров старались уничтожить, втыкая в его тело или в его могилу кол - обычно осиновый, ( в.-слав., з.-слав.) или терновый ( ю.-слав.). Известен и такой древний обычай: могилу разрывали, отрубали умершему голову и клали ее между ног лицом вниз (о-слав.).

Существование древних обычаев и обрядов, направленных на обезвреживание вампиров, говорит о том, что представления о них очень древние. Возможно, именно благодаря этой архаичности до нас практически не дошли мифы или фольклорные произведения, рассказывающие о вампирах и упырях.

Как уже говорилось, фольклористы реконструируют эти представления, в основном изучая такой фольклорный жанр, как словесный оберег. Те обряды, которые мы уже упоминали, фактически тоже являются оберегами от вампиров.

Реконструированные учеными представления древних славян об общении живых с покойниками показывают, что далеко не всегда эти покойники- вампиры. Кстати, мифы, рассказывающие об общении живых с мертвыми, умершими не своей смертью, существуют. Так до нас дошел греческий миф о мести Гекаты. Главное действующее лицо этого мифа -Ходен. Украв из могилы умершей двоюродной сестры драгоценности, он превратился в камень (а не в вампира!).

В 1987 г., по данным опроса сельского населения Восточной Польши, около 80% информантов продолжало верить, что умершие приходят с того света навещать живых, но лишь треть из числа опрашиваемых пользовалось термином "упырь", остальные же называли их так: "покойник", "мертвец", "душа раскаявшегося грешника", "страх", "злой дух" и т.д. ( Л.Н. Виноградова.)

Русская, как и европейская, романтическая литература 19 века, с интересом обратившаяся к народному творчеству и народным представлениям, сделали вампира своим героем.

Так в стихотворении А. С. Пушкина "Вурдалак" ( "Песни западных славян") читаем:

"Это, верно, кости гложет

Красногубый вурдалак "

Пушкин пишет и о том, что нужно сделать, чтобы спастись от упыря:

"Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем".

У А.К. Толстого, в его прозе, встречаются такие рассказы, как «Упырь», «Семья вурдалака», из которых можно узнать о происхождении слова упырь, о привычках упыря, о том, как распознать упыря. Один из персонажей рассказа Упырь (Рыбаренко) говорит:

" Вы их, бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь; а так как они происхождения чисто славянского, хотя встречаются во всей Европе и Азии, то и неосновательно придерживаться имени, исковерканного венгерскими монахами, которые вздумали было все переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира..."

Заметим, лингвисты, изучающие этимологию слов " вампир" и " упырь", пришли к выводу, что это родственные слова, обозначающие одно и тоже понятие (Историко-этимологический словарь, П.Я.Черных).

Вместе с тем, очевидно, что в своих рассказах, А.К.Толстой обнаруживает знание народных представлений об упырях и вампирах. Например:

" Если бы меня тогда послушались, то ей бы вбили осиновый кол между плеч для предосторожности..." («Упырь»)

Или " Здесь надо будет сказать, милостивые государыни, что вурдалаки, как называются у славянских народов вампиры, не что иное в представлении местных жителей, как мертвецы, вышедшие из могил, чтобы сосать кровь живых людей. У них вообще те же повадки, что у всех прочих вампиров, но есть и особенность, делающая их еще более опасными. Вурдалаки сосут предпочтительно кровь у самых близких своих родственников и лучших своих друзей, а те, когда умрут, тоже становятся вампирами..." («Семья Вурдалака»). Или ".. .когда сербы подозревают в ком - нибудь вампира, то избегают называть его по имени или упоминать о нем прямо, ибо думают, что так его можно вызвать из могилы..."(«Семья Вурдалака»).

Однако, можно встретить и подробности, которые не описываются фольклористами и этнографами. Возможно, это художественный домысел (существует и вероятность того, что эти представления до нас не дошли):

" Заметьте только, как они, встречаясь друг с другом, щелкают языком. Это по-настоящему не щелканье, а звук, похожий на тот, который производит губами, когда сосут апельсин. Это их условный знак, и так они друг друга узнают и приветствуют..." («Упырь»)

Со временем литературный персонаж «вампир» становится все более популярным. В западно-европейской литературе многие романы посвящены вампиром. Так, например, роман Брема Стокера так и называется: "Вампир" (Граф Дракула).

Следует заметить, что фольклорный образ вампира в литературе изменяется. В народе вампира отличал от человека: огромный рост (пол), огромная голова (пол, болт) и зубы (болг), хвост (укр), под коленом нарост, скрывающий отверстие, через которое вылетает душа (карпат); у него нет бровей (пол), носа (болг ) хребта и рук(болг). Характерная особенность вампира- его необычайно красные лицо (о-слав) и тлаза(укр, болг). Краснота сохраняется и после смерти от выпитой вампиром крови. Южные славяне считают, что вампир раздут, как мешок, так как у него вместо тела одна кожа, полная крови. Он не имеет костей, поэтому легко пролезает через маленькие отверстия, например через замочную скважину. Он не отбрасывает тени, по ночам у него холодное тело.

Некоторые перечисленные черты, у литературного образа вампира сохраняются: вампир не отбрасывает тени, у него холодное тело. Однако в литературе можно встретить и такие черты вампира, которые не встречались нам в народных представлениях. Так, очень часто встречаются женщины-вампиры:

" Две из них были брюнетки, с тонкими орлиными носами как у графа, с большими темными проницательными глазами. Третья леди была белокура -самая светлая блондинка, какая только может существовать, с вьющимися, густыми золотистыми волосами...". («Вампир»)

То есть вампир может быть представлен очень красивым существом. Или об облике вампира говорится следующее:

"... зубы у них длинные, острые, пальцы тоже длинные, с острыми ногтями, дающие им возможность ползти по отвесным стенам..." («Вампиры»)

Однако и западно-европейская литературная традиция изображения вампира нередко основывается на изучении народных представлений о них. Очень много говорится об оберегах:

"Ван Хелзинк бросился вперед, держа перед собой золотой крестик. Она отшатнулась и с искаженным, полным злобы лицом бросилась мимо него к входу в склеп."

"Профессор снова развесил повсюду цветы чеснока. Отверстия в разбитом окне было заткнуто чесноком."

"Ван Хелзинк открыл свой молитвенник и начал читать молитву, а Квинси и я повторяли за ним слова, как могли. Артур приставил кол заостренным концом к ее сердцу, и я видел, как острие впилось в тело. Затем он ударил изо всей силы. Затем мы отрезали ей голову и набили рот чесноком."

Интересен образ ночной бабочки-вампира, используемый в романе Барона Олшеври "Вампиры" , и вместе с тем, описанный в словаре Даля. Так, у Даля одно из определений вампира- следующее: это плотоядное, летучие млекопитающие жарких стран, похожее на летучую мышь, но величиною с белку. В народе считалось, что крупные ночные бабочки - это вампиры, прилетающие пить человечью кровь.

Вот как описывается такой вампир в романе:" Темнеет, скоро вечер, взойдет луна. Засветится и зазвенит воздух, цветы раскроют чашечки, ночные бабочки полетят высоко, высоко..."

Итак, литературный образ вампира несколько видоизменился, но все равно остался почитаемым героем русской и - еще более - зарубежной литературы. Свидетельством увеличения интереса к образу вампира служат многие романы. (Брем Стокер: Вампир (Граф Дракула), Роберт Лори: Оживший Дракула, Барон Олшеври: Вампиры.)

Видимо, этот образ интересен авторам и читателям своей загадочностью. Фигура вампира достаточно страшная, а все страшное всегда привлекает внимание. И читатель уже готов поверить в существование вампира, а значит, ему интересно узнать, чем отличается вампир от обычного человека, какими способностями он обладает, что может быть с человеком, бывшего в контакте с вампиром...

Быть может, современный читатель (и кинозритель), как и его предок, хочет узнать, как можно убить вампира или как возродить в нем человека.

Некоторым же, возможно, напротив, интересно узнать, как все же можно стать вампиром.

В общем, на мой взгляд, многое привлекает современных людей в образе вампира, и, возможно, именно в этом и заключается причина увеличения интереса к нему.

Список литературы:

&nbsp1. Этнолингвистический словарь под редакцией Н.И.Толстого: «Славянские древности» (1 т.) ( в 5 т.) 2. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян, Л.Н.Виноградова. 3. П.Я.Черных, «Историко-этимологический словарь» 4. Словарь Даля, словарь иностранных слов. 5. Месть Гекаты-Легенды Танаиса и Меотиды-Золото мифов. 6. А.С.Пушкин: «Вурдалак» (Песни западных славян) 7. А.К.Толстой: «Упырь», «Семья Вурдалака» 8. Фантастический роман барона Олшеври из семейной хроники графов Дракула-Карди: «Вампиры» 9. Брем Стокер: «Вампир» (Граф Дракула)/ http://www.fil.rusfil.com/f009.shtml

РАЗДЕЛЫ
САЙТА