Японский соболь. Martes melampus. Японский соболь

Вид: Martes melampus = Японский соболь

Вид: Martes melampus = Японский соболь

ФотоЯпонская куница (соболь) (Japanese marten = Martes melampus) найдена на островах Хонсю, Сикоку и Кюсю в Японии. Она была завезена с Хонсю на Хоккайдо (Япония) в 1949 году, чтобы увеличить количество добываемого меха.

Встречается на высотах до 1807 м над уровнем моря. Японские куницы найдены вдоль долин, прежде всего в широколиственных лесах (здесь превалируют дуб Quercus serrata и Castanopsis cuspidata). Кроме того они заселяют плантации хвойных деревьев и открытые поля. Японские куницы используют логова в деревьях и прикорневых норах.

Характеристики острова Цусимы, где наиболее благоприятны условия для обитания японской куницы, включают: 88% территории острова занимают леса; средняя температура январь 4°C, средний максимум температуры августа 26°C, зимой здесь нечасты легкие снегопады, а человеческое население немногочисленное.

По внешнему облику японская куница практически не отличается от ближайшего родственника - Martes zibellina. Окраска меха изменяется по цвету от темно-коричневого цвета до желтовато-коричневого с беловатой шейной заплатой.Длина тела - 470-545 мм; в среднем - 507.50 мм. Длина хвоста составляет 170-223 мм. Вес - 500-1700 г; в среднем - 250.5 г.

Самцы обычно большие, чем самки. Так, девять пойманных живьем самцов весили в среднем 1,563 г, а вес 4 самок составил в среднем 1,011 г.

Естественных врагов практически нет, поэтому основную угрозу для японской куницы представляет человек. На молодых куниц нередко нападают и собаки. Так, пять взрослых куниц было найдено убитыми дикими собаками и 38 погибло при столкновении с различными транспортными средствами между 1986 и 1989 годами.

В природе японская куница живет до 10 лет, в неволе больше. Возраст куниц определяется по изношенности зубов и состоянию шерстяного покрова.

Японская куница всеядна, предпочитая рыбу, мясо лягушек и их икру (Rana tsushimensis), мелких птиц и их яйца (Phasianus soemmeringii scintillans, Phasianus colchicus karpowi, Turdus naumanni eunomus, и Emberiza cioides ciopsis), млекопитающих (Lepus brachyurus angustidens, Petaurista leucogenys niddonis, Clethrionomys rufocanus andersoni, Apodemus speciosus, Apodemus argenteus, Мю musculus, и Rattus). Вместе с тем она потребляет насекомых (жесткокрылых), многоножек, пауков (Mantodea, Scolopendra subspinipes), земляных червей, водных ракообразных (Sesarma haematocheir), а плоды и семена особенно много тогда, когда испытывает дефицит других кормов.

Состав кормов закономерно меняется по сезонам года. Так плоды и ягоды потребляются от весны до осени, насекомые летом и осенью, и маленькие млекопитающие и птицы на протяжении всего года.

Японская куница отдыхает в логовах, расположенных в полых деревьях или земляных норах, надежно защищающих животных и их потомство от врагов.

При передвижении по деревьям она способна совершать прыжки вплоть до 2 м как с ветки на ветку, так и со ствола на землю.

Японская куница без боязни нападает на ос, разрушая их гнезда и поедая взрослых насекомых и их личинок. Не совсем ясно, как куницам удается избежать многочисленных и болезненных укусов этих агрессивных насекомых.

Как самцы, так и самки территориальны, они имеют относительно небольшие индивидуальные охотничьи участки, площадь которых определяется изобилием и доступностью продовольствия и оптимальными условиями существования. Домашний участок самцов японских куниц составляет в среднем 0.70 квадратного км, а у самки - 0.63 квадратного км, которые обычно на 10% перекрываются с участками самцов. Следует отметить весьма активное обслуживание границ своих участков, постоянным нанесением запаховой маркировки секретом своих анальных желез.

Для размножения характерна сезонность: брачный период приходится на март – май. После спаривания и оплодотворения яйцеклетки наблюдается диапауза в ее развитии. Самка рождает 1-5 щенка за помет. Потомство японской куницы рождается глухим, слепым и покрытым тонким нежным мехом, и о ней заботятся только матери, охраняя и выкармливая молодежь своим молоком. Молодые куницы могут убивать добычу уже к 3 - 4 месяцам и оставляют свою мать, начиная самостоятельную жизнь.

Границы территорий, занятых молодыми куницами, начинают определяться вскоре после достижения ими фазы полового созревания.

Половой зрелости японские куницы достигают между первым и вторым годами жизни.

Японская куница добывается ради ее ценного меха только в охотничий сезон, который длится с 1 декабрь по 31 января везде в пределах ареала, кроме островов Хоккайдо и Цусима, где она защищена и охраняется законом.

Некоторый вред деятельности человека японская куница наносит уничтожением кролика Lepus brachyurus.

Генетические изучения показывают, что М.. melampus отделился от Martes zibellina как самостоятельный вид около 1.8 миллионов лет тому назад.

В настоящее время вид включает три подвида. Подвид Martes melampus tsuensis редок, встречается на Японском острове Цусима. Подвид Martes melampus coreensis найден на материке от Южной Кореи до Северной Кореи. Различают и третий подвид японской куницы: М. м. melampus.