Солонгой, Mustela altaica Pallas, 1811 = Солонгой

Солонгой

Вид: Mustela altaica Pallas, 1811 =Солонгой

Солонгой = Mustela altaica Pallas, 1811. Солонгой, Pale weasel.  Латинское название: Mustela altaica Pallas; Pale weasel; Другие названия: сусленник

Солонгой встречается в горах и предгорьях Памира, Тянь-Шаня, Тарбагатая, Алтая, Саян. В России ареал включает Забайкалье, Южную Якутию, Приамурье и Приморье. За границами России распространен от Кашмира до Сев.-Восточного Китая и восточной части Монголии.

Солонгой по строению и размерам тела очень напоминает средних размеров горностая. Тело у него длинное, гибкое, с овальной, не сильно вытянутой, заостренной мордочкой. Уши небольшие, закругленные. Лапки средних размеров, сильные, с острыми когтями. Хвост немного длиннее, чем у горностая. У основания хвоста имеются пахучие железы, как у всех хорьков. Тело покрыто относительно коротким, однотонным мехом. Для вида характерны весенние и осенние линьки.

Окрас: Общая окраска зимнего меха красивого, бледного, серо-палево-охристого цвета. Бока и брюхо немного светлее спины. Губы, подбородок и верхняя часть горла белые. Ступни серебристо-белые. Летний мех темнее: спина буровато-землисто-серая, с легким оливковым оттенком. Голова заметно темнее спины. Бока и брюхо светлее спины.

Самцы отличаются от самок только размерами: длина туловища с головой у самцов 23,5— 26 см, у самок — 21,7—21,8 см; длина хвоста без концевых волос, соответственно, 10,8—14,5 и 10,4—11,1 см. Фото

Вес: в среднем 122-350 г.

Продолжительность жизни: между 7 и 10 годами в неволе, в природе меньше.

Голос: Голосовые сигналы детально не описаны, но известно, что в случае опасности солонгои издают громкие чирикающие крики.

Среда обитания: Солонгой живет в очень разнообразных условиях: в гольцах и в осыпях скал, на вершинах гор, в тайге и в степи. Предпочитает степные и лесостепные открытые угодья. В дельте р. Или населяет камышевые заросли, поднимаясь от Балхаша вверх по реке километров на полтораста. Часто селится в соседстве с человеком, в хозяйственных и жилых постройках. На Памире обитает на высоте до 3500 м.

Враги: Основные хищники вероятно хищные птицы, как например, совы и ястреба.

Установлено, что там, где много колонков, горностаев, перевязок, солонгой отсутствует. Отмеченные куньи – пищевые конкуренты солонгоя и могут уничтожать молодых животных.

Пищу солонгоя составляют всевозможные грызуны мелких и средних размеров (ондатра, суслики, кролики, Ochotona roylei, хомяки Cricetulus migratorius, полевые мыши Alticola и др.), насекомоядные и птицы. Ест также лягушек, ящериц, змей, насекомых и моллюсков. В осыпях скал, на вершинах гор, усиленно охотится за пищухами и высокогорными полевками. Поселяясь в жилищах человека, расхищает мясные продукты, рыбу и разоряет курятники.

Солонгой - очень проворный зверек, держится на земле, рыщет в буреломе, под корнями и в осыпях скал. Там же устраивает гнезда и выводит потомство. Деятельной бывает не только ночью, но и днем. Он может бегать, лазить по деревьям и плавать.

Для коммуникации, особенно между конкурирующими самцами, используют секрет анальных запаховых желез. Осязательная коммуникация происходит между конкурирующими самцами, между самцом и самкой в брачный период, и между матерью и ее пометом. Когда солонгою угрожают, они издают громкий чирикающий звук и испускают едкий запах из их анальных желез.

Наблюдения свидетельствуют, что ежедневная потребность в продовольствии составляет 45-54 г (3-4 местных грызуна) для взрослого самца, однако солонгой, обычно, убивает в природе значительно больше добычи. Когда грызуны в изобилии, эти животные иногда съедают только кровь и мозг.

Социальная структура: Уединенные территориальные животные.

Размножение: В период брачного периода между самцами отмечается конкуренция из-за доступа к самкам, и некоторые из их драк могут быть достаточно жестокими. После спаривания самец покидает самку.

Самка рождает малышей в гнезде, выстланном травой, мехом съеденных грызунов. Малыши рождаются слепыми, голыми и беспомощными.

Время к отниманию молодых животных от груди и переход на мясную диету - 2 месяца (средняя величина). С этого времени солонгои практически становятся самостоятельными, но с самкой остаются еще некоторое время..

Сезон/период размножения: Гон с января по апрель

Половое созревание: К размножению самцы приступают примерно в годовалом возрасте, самки несколько раньше.

Беременность: беременность 30-49 дней

Потомство: в выводке 1-8 детенышей

Солонгой истребляет множество вредных грызунов, но в селениях нападает на домашнюю птицу.

Некоторую коммерческую ценность ранее имел мех солонгоя. До 50-х гг. он был обычным промысловым видом, но затем его численность стала резко сокращаться. Так, добыча его в Амурской обл. сократилась с 3 тыс. в 1950 г. до 600-800 зверьков в 60-х гг., а в конце 80-х гг. составляла не более нескольких десятков в год.

Этот вид внесен в Список II, часть II Индийского Акта Защиты живой Природы 1972 г., и в Приложение III КОНВЕНЦИИ Сайтс.

О состоянии численности солонгоя можно судить лишь по косвенным данным. Основным фактором, обуславливающим сокращение численности солонгоя, является нарушение естественных биотопов и использование коренных его местообитаний под сельскохозяйственные угодья

В пределах СНГ известны следующие подвиды.

Обыкновенный сусленник, Mustela altaika Pall., в зимнем мехе окрашен в бледный серо-буровато-охристый цвет сверху и более светлый снизу. Летний мех буровато-серый, с оливковым оттенком. Голова темнее спины. Брюхо светлопалевое. Населяет Саяны, Алтай и Тянь-Шань.

Памирский солонгой, М. a. birulai Оgn., имеет крайне бледную, песчано-охристую окраску. Обитает на Памире.

Забайкальский солонгой, М. a. raddei Оgn., отличается от типичного более яркой окраской зимнего меха, с примесью красноватого оттенка. Летний мех более коричневатого тона. Живет в Забайкалье.

Китайский солонгой, М. a. astuta Milnе- Еdw., отличается от типичного более оливковым оттенком зимнего меха, светлым брюхом и коричневым тоном наружных частей лап. Возможно, что заходит из северо-восточного Китая в южную часть Хабаровского и в Приморский край.

В Индии подвид М.. altaica temon Ходжсон, 1857 распространен в Гималаях на высотах от 1,500 м. вплоть до 3,960 м. от Ladakh в западных Гималаях вплоть до Сиккима.

Численность. В пределах своего ареала солонгой — широко распространенный и обычный, но немногочисленный зверь. Одно из немногих исключений составляют низовья рек южного Прибалхашья, где в годы обилия на 10 км маршрута можно встретить 8—25 следов солонгоя.

Места обитания. Наиболее значительная часть ареала лежит в горных странах с ничтожным развитием лесной растительности и преобладанием открытых ландшафтов. Места обитания солонгоя весьма разнообразны: они определяются прежде всего взаимоотношениями с другими мелкими хищниками — конкурентами. Конкурирующими видами в Казахстане оказываются горностай, перевязка и колонок. Колонок и солонгой — два взаимозамещающие друг друга вида. Они в ряде случаев занимают сходные местообитания: долины горных речек и берега озер в горно-таежных районах. В этих случаях солонгой обычно придерживается субальпийской и альпийской зон, а колонок — лесной зоны, в пределы которой солонгой проникает редко и лишь там, где колонка нет.

В горах Средней Азии солонгой типичен для высот от 1400 до 3000 м над уровнем моря, населяя долины горных рек с зарослями, каменистые россыпи, заросшие разнотравьем, галечники у верхней границы ельников и другие места. В местообитаниях Тянь-Шаня, где много горностая — мало солонгоя, и наоборот. В обширных системах протоков дельт рек, впадающих в Балхаш и чередующихся с небольшими озерами, солончаками, грядами и песчаными буграми, солонгой чаще всего встречается по берегам небольших- протоков и озер, на небольших лужках с густым разнотравьем, реже в тугаях. Песчаные же бугры здесь населяет перевязка.

В Западном Забайкалье солонгой обычен в степных и лесостепных угодьях. В нагорных степях солонгой характерен для лощин и балок с мезофильной растительностью (Фетисов, 1937). То же имеет место в юго-Восточном Забайкалье.

Близости человека солонгой не избегает, поселяясь в амбарах и жилых зданиях.

Питание. Основу питания солонгоя составляют грызуны средних и мелких размеров, некрупные и мелкие птицы, ящерицы и отчасти рыба. Известны случаи нападения на домашнюю птицу, похищения яиц и порчи пищевых продуктов.

В зимнем питании солонгоя в Западном Забайкалье грызуны составляют 73,2%, птицы — 22,7%, насекомые — 3,1% (97 данных). Первое место по частоте встречаемости занимает даурская сеноставка.

В Прибалхашье солонгой питается в основном полевками, мышами, летом в значительной степени ящерицами.

Норы, убежища. В качестве временных убежищ и для вывода молодых солонгой большей частью использует норы, вырытые грызунами (водяная полевка, ондатра, песчанки, сеноставки). Норы солонгоя поэтому нередко бывают расположены близко от воды и даже на озерных сплавинах (Слудский, 1953). Нора имеет обычно гнездовую камеру и «уборную». У входа в нее часто находят остатки пищи. В осенне-зимний период солонгой в пределах участка обитания имеет несколько временных убежищ, в каждом из которых живет по нескольку дней сряду.

Суточная активность, поведение. В летнее время солонгой активен в сумерки, но часто встречается и днем, т. е. ритм суточной активности у него нечеткий (П.Б. Юргенсон — Забайкалье; Слудский, 1953 — Казахстан). Солонгой смел и мало осторожен. Будучи типичным наземным хищником, он тем не менее прекрасно лазает и не боится воды. Голос его — пронзительное стрекотание, как и у горностая.

Размножение. Течка и спаривание у солонгоев в Казахстане наблюдаются со второй половины, редко с начала января до начала апреля.

Продолжительность беременности указывалась от 30 до 40 дней. Число молодых в помете—от 1—2 до 7—8. Самый поздний срок родов отмечен 20 мая (Слудский, 1953).

По наиболее детальным исследованиям первые признаки сперматогенеза у отдельных особей наблюдались в конце декабря. В первой половине января он наблюдался у всех самцов. Угасание процесса протекало со второй половины марта до первых чисел мая. У отдельных старых самок течка проходила в первой половине февраля, у большинства — в марте. У молодых период течки продолжался со второй половины марта до первых чисел апреля. Роды происходили с первых чисел апреля (старые самки) до 15—20 июня. Продолжительность беременности определена в 30—35 дней. Количество эмбрионов было от 2 до 6; среднее для старой самки — 5,5, для молодой — 3,6. Период лактации длился 34—41 день.

Рост и развитие, линька. Глаза у молодых прорезаются после 27 дней, вероятно, в возрасте 30 дней. В возрасте около 2 месяцев они ведут уже самостоятельный образ жизни, но выводки не разбиваются до поздней осени.

Основными конкурентами солонгоя могут считаться горностай, колонок, перевязка.

Колебания численности у солонгоя выражены хорошо. В период депрессии численность падает в 2—4 раза и восстанавливается затем в течение 2—3 лет.

Полевые признаки. В природе солонгой отличается от горностая (летом) более густо опушенным хвостом, без черной кисти. От колонка отличается меньшими размерами и более бледной окраской.