Ласка: Mustela nivalis Linnaeus = (Обыкновенная) ласка: поведение, размножение, охота, питание

Вид: Mustela nivalis = Обыкновенная ласка

Вид: Mustela nivalis = Обыкновенная ласка

Читать дополнительно о ласке: [1], [2] , [3]

Ласка обыкновенная, Weasel, least weasel: Mustela nivalis. Латинское название ласки переводится как "снежная" и отражает ее особенность: приобретать зимой чисто-белого цвета окраску шерсти.

Распространен этот зверь очень широко. Его ареал занимает всю Европу, острова Средиземного моря, Азорские острова, Алжир, Марокко, Египет, Малую Азию, север Ирака, Ирана, Афганистана, Монголии и Китая, Корейский полуостров, Японию и северную половину Северной Америки. С некоторых пор она акклиматизирована и в Австралии.

Ласка самый мелкий представитель куньих и вообще хищных млекопитающих. Тело у нее очень вытянутое, тонкое, с короткими ногами, вооруженными очень острыми когтями. Шея длинная и для такого небольшого зверька довольно мощная -- лишь ненамного тоньше туловища, несет узкую (не толще шеи) голову с маленькой притупленной мордочкой и короткими ушками, практически не выступающими наверх. Нос на конце тупой и слегка раздвоенный. Глаза большие, темные, чуть на выкате, короткие закругленные уши широко расставлены. Хвост очень короткий, у самых мелких ласок не превышает длину ступни. Волосяной покров короткий, не пышный, прилегающий. У основания хвоста животного имеются железы, выделяющие жидкость с неприятным запахом.

Окрас: Для ласки характерно сезонное различие окраски волосяного покрова. В теплое время года, начиная с марта - апреля, верхняя часть тела ласки коричнево-бурая, край верхней губы, вся нижняя сторона и внутренняя сторона ног белого цвета, позади углов рта по бурому пятну; хвост того же цвета, как и верхняя сторона. После осенней линьки, протекающей обычно в октябре - декабре, зверек становится полностью белым.

Длина тела — 13—28 см, хвоста не более 9 см. Длина тела взрослых самцов составляет в среднем около 20 см, из них на хвост приходится 4 см. Вес: самцов - 70 - 105 г, самки на треть мельче.

Продолжительность жизни: Продолжительность жизни обыкновенной ласки зависит от интенсивности воздействия элиминирующих факторов, а также подчиняется ряду биологических закономерностей. Поэтому продолжительность жизни ласки среди видов семейства куньих наименьшая. Ласка доживает в природных условиях до 5 лет, однако средний возраст ее популяции осенью составляет всего 0,8 (9,5 месяцев) года. Это свидетельствует о том, что средняя продолжительность жизни значительно меньше максимальной и ориентировочно составляет менее одного года. В популяции обыкновенной ласки осенью доля молодых особей составляет приблизительно 60--80%, взрослых -- 20--40%

Голос: Хотя общения между зверьками не так часты, тем не менее они существуют. Встретившиеся впервые зверьки устраивают драку: сцепившись и громко визжа, они катаются по земле.

Среда обитания: Ласка встречается повсеместно, обитая в различных биотопах: в лесу, по окраинам полей, среди болот, по берегам водоемов, где обитает много различных полевок, мышей и мелких насекомоядных.

Зверек неприхотлив в выборе мест обитания и на своем огромном ареале заселяет почти все ландшафтно-географические зоны. Там, где есть мелкие мышевидные грызуны, можно обнаружить и этого хищника. Ласка обитает в лесах всех типов, в степи и лесостепи, в пустыне, тундре, в горах поднимается до альпийских лугов. Не избегает она и поселений человека: ее можно найти в зеленых зонах самых крупных городов (например, в парках Москвы). Ласка отсутствует разве что в полярных пустынях и снеговом поясе гор.

Враги: Естественными врагами ласок являются более крупные млекопитающие хищники (соболи, волки и лисицы), а также хищные птицы: совы (филин), ястреба, орлан-белохвост, беркут. Известна добыча ласки барсуком, лесной куницей, енотовидной собакой.

Другими естественными причинами гибели являются болезни при вирусных или бактериальных инфекциях. Иногда ласки гибнут от истощения при зимней бескормице.

Конкурентами ласки в пище могут быть все хищные звери и птицы, питающиеся мелкими млекопитающими, но, прежде всего горностай из-за значительного сходства образа жизни. Замечено, что там, где много этого хищника, ласка редка.

Это один из наиболее специализированных хищников: почти весь ее рацион состоит из мелких мышевидных грызунов, поэтому она придерживается мест, наиболее богатых ими. Пищу ласки составляют домовые, полевые и лесные мыши, крысы, кроты, молодые кролики, цыплята, голуби. Весной часто поедает яйца и птенцов всевозможных птиц. Лазая по норам, ласка довольно часто ловит и поедает землероек, которыми брезгуют другие четвероногие хищники. Может питаться и остатками трапезы более крупного хищника. Очень редко, только при большом недостатке привычных кормов, она поедает земноводных и мелкую рыбу, может есть также и ящериц, мелких змей, насекомых и даже раков. Суточная потребность ласки в корме составляет 30-40 г.

Ласка очень ловка и проворна, быстро бегает, хорошо лазает и плавает, отличается большой смелостью и кровожадностью и является опасным врагом для всех мелких животных. В способности пролезать через самые узкие щели и дыры заключается ее главная сила. Так, мышей ласка легко преследует в их собственных норах. Маленьких животных ласка хватает за затылок или голову, прокусывая череп в затылочной области, нередко нападает на животных значительно крупнее ее самой (на крупных крыс, сусликов, хомяков, куропаток, рябчиков, тетеревов), вцепившись в их шею. В птичьих яйцах она умело проделывает одно или несколько отверстий и высасывает все содержимое.

Имея возможность убивать мышей и полевок больше суточной потребности в пище, ласка нередко делает запасы, иногда очень значительные, обычно же в одном месте обнаруживают от 1 до 30 полевок и мышей.

Деятельна бывает в разные часы суток, но больше всего охотится в сумерки и ночью. Передвигается только прыжками с расстоянием между следами передних и задних лапок 18--35 см, в зависимости от силы прыжка и размеров зверя.

Держится она почти исключительно на земле, тщательно осматривает все неровности, норки, пни, валежины, ловко лавирует между сучьями, под кучами бурелома и корнями, заглядывая в норы грызунов. Быстро перебегая с места на место, она появляется то тут, то там, затаивается, с любопытством осматривает все предметы и выслеживает добычу. Обходя свой охотничий участок, ласка старается держаться ближе к кустам, опушкам и другим прикрытиям, избегая открытых мест. Протяженность ее суточного хода обычно составляет 1 - 2 км. Зимой может проходить в пустотах под снегом значительные расстояния. При глубоком снеге вся жизнедеятельность ласки проходит в его толще.

Нор ласка сама не роет, а пользуется норами роющих грызунов, пустотами между камнями, в кучах хвороста, в скирдах, дровяных кладках или постройках, иногда в низко расположенных (до 2 м) дуплах деревьев, куда свободно проникает благодаря тонкому и гибкому телу. Гнездо устраивает в норах, среди корней и валежника или в расщелинах скал, куда натаскивает сухой травы, мха, листьев и шерсти. В пределах участка у ласки есть несколько постоянных жилищ.

Пребывание ласки зависит от обилия мелких грызунов. Если их много, то ласка далеко не уходит, ее небольшой охотничий участок тогда бывает покрыт густой сетью следов на снегу. Выловив мышей и полевок на одном месте, она переселяется в соседнее, поблизости и живет там, пока хватает корма, а затем передвигается дальше или снова возвращается на старое место. Для отдыха не имеет постоянного гнезда или норы, а пользуется случайными убежищами, встреченными на пути: кучами хвороста или норами.

Ласки часто гибнут, задавленные более сильными хищниками. Иногда зверьки оказывают своим врагам достойное сопротивление. Так, по рассказу одного охотника, ястреб на его глазах стремглав бросился на землю, схватил какое-то мелкое млекопитающее и поднялся с ним в воздух. Но вдруг уже на высоте птица стала припадать в полете и, в конце концов, упала на землю. Охотник увидел прошмыгнувшую в кусты ласку, которая на высоте перегрызла горло своему врагу. Иногда то же происходит с воронами, которые, польстившись маленькими размерами, хватают этого хищника.

Социальная структура: Ласка – уединенное и территориальное животное. Участок, где ласка живет и добывает пищу, очень невелик, не более 10 га. Причина в том, что этот крохотный хищник свободно проникает за полевками в любые норки, так что ему просто нет нужды осваивать большую территорию. Размеры участка обитания ласки определяются обилием добычи в его пределах, а размеры суточного участка зависят и от состояния погоды. Участок обитания обычно распадается на ряд смежных участков суточной деятельности. Участки обитания самца и самки большей частью бывают смежные.

Ласки оставляют запаховые метки, благодаря которым могут получать всю нужную информацию друг о друге. Больше всего таких запаховых меток зверьки оставляют именно в период размножения, причем разные зверьки - в одних и тех же местах на границах участков.

Размножение: Ласка - полигамное животное, самец в период гона может покрывать несколько самок. Перед родами самка тщательно обустраивает жилище. Гнездо выстилают сухой травой, мхом и листьями.

Ласки рождаются слепыми, беспомощными, покрытыми редким белесым пушком. Масса новорожденного составляет около 1,5 г. Прозревают они только через 21 - 25 дней после родов. Мать долго выкармливает их молоком, а затем в течение 2 - 3 месяцев питает мелкими грызунами, которых приносит для щенков живыми. Если детей потревожат, то мать переносит их в другое место. В случае крайней опасности ласка до последнего защищает свое гнездо.

Сначала весь выводок ходит за матерью, обследуя ближайшие окрестности родного гнезда, затем все дальше уходит от него. Рефлекс следования, который сильно развит у зверьков в это время, не дает выводку разбрестись и потеряться. Постепенно он ослабевает, животные начинают совершать самостоятельные путешествия.

Выводки сохраняются 3 - 4 месяца и распадаются в конце лета или осенью, когда молодые уже не отличаются по размерам от матери, начиная самостоятельную жизнь..

Сезон/период размножения: Спаривание происходит весной, чаще в марте. В годы высокой численности мышевидных грызунов ласка размножается круглый год, а взрослые самки в благоприятных условиях приносят по 2-3 выводка.

Половое созревание: Половозрелость особей наступает в возрасте около 3 месяцев. Некоторые самки ласки уже в этом возрасте приступают к размножению и способны принести потомство в том же году, в котором родились.

Беременность: Развитие эмбриона (беременность) протекает 34 - 35 дней (5 недель). Латентная стадия беременности отсутствует.

Потомство: Средняя величина выводка - 4 - 5 детенышей на одну самку. Число щенков в помете зависит от обилия пищи в данный сезон. Отмечено до 11 эмбрионов у одной беременной самки.

Охотничьего значения ласка практически не имеет. Специально на нее в настоящее время не охотятся, а обычно добывают случайно при отлове других пушных зверей. Ранее, в послевоенный период, ежегодно заготавливалось от 3 до 20 тыс. шкурок.

Ласка свою основную пищу - мелких грызунов уничтожает в огромном количестве, тем самым, регулируя их численность. Один зверек в течение года может истребить 2 - 3 тыс. мышевидных грызунов. Поэтому она имеет большое значение как животное, полезное в сельском хозяйстве, а промысел ласки нецелесообразен, и она заслуживает полной охраны.

Плотность населения ласки сильно варьирует в зависимости от условий обитания в конкретной стации и конкретном году, так как эти зверьки очень зависимы от состояния их кормовой базы (численности мелких млекопитающих). При массовом размножении мышевидных грызунов заметно увеличивается поголовье этого хищника. В годы депрессии численности мелких грызунов ласка встречается редко, особенно в северных частях ареала. Вследствие этого распределение ласки по территории очень неравномерно

В пределах СНГ выделяют 8 подвидов обыкновенной ласки.

Северная ласка Mustela nivalis nivalis обитает в северной и средней частях восточной Европы, в степях Западной Сибири и с южной Сибири до Тихого океана.

Южная ласка M. n. vulgaris распространена в Западной Европе и в южной части бывшего СССР, за исключением Крыма.

Крымская ласка M. n. nikolskii населяет Крым и прилегающие части Украины.

Для Кавказа и Закавказья характерны два подвида - большая кавказская ласка M. n. dinniki и малая кавказская ласка M. n. caucasica.

Туркестанская ласка M. n. pallida обитает в горах Средней Азии, на Тянь-Шане, Памире и Копет-Даге.

Дальний Восток России населяет один подвид: M. n. pygmaea - сибирская (тундряная) ласка. Она отличается очень мелкими размерами и коротким хвостом, по сравнению с ласками других подвидов. Летний мех спины бледно-буроватый, с тусклым ржавым оттенком.

В старые времена с лаской было связано множество суеверий и предрассудков. В одних случаях считалось, что она приносит дому счастье. В других к ней относились очень плохо. Говорили, например, что ласку нельзя называть по имени, иначе она будет преследовать человека и сглазит его. Если ласка на кого-нибудь посмотрела - ждали болезни, а уж если фыркнула - того хуже.