Обыкновенный дюгонь Dugong dugon, Обыкновенный дюгонь

Вид: Dugong dugon = Обыкновенный дюгонь

Семейство: Dugongidae Gray, 1821 = Дюгоневые

Дюгони - наиболее крупные современные представители отряда с длиной тела до 5,8 м (самец из Красного моря). ФотоОбычно же размеры меньше: длина тела самцов около 3 м, самок 2,7 м. Верхняя губа дюгоня расщеплена относительно слабо (сильнее у молодых животных). Ноздри сдвинуты на верхнюю сторону головы в большей степени, чем у других представителей отряда. Хвостовой плавник с глубокой выемкой между правой и левой половинами. Грудные ласты дюгоня не имеют копытца. Окраска спинной стороны туловища зеленоватая, сероватая, буроватая или черноватая, брюшной — розоватая или беловатая.

В черепе дюгоня сильно увеличены в размерах предчелюстные кости. Носовых костей нет. Скуловые кости соединяются с предчелюстными. Ширина лобного отдела черепа превышает его длину. Костное небо узкое. Обонятельные камеры укороченные. Эктотурбиналии отсутствуют. Симфиз нижней челюсти сильно скошен вниз — почти вертикален. Венечные отростки развиты хорошо и направлены вверх. Сочленовные поверхности нижней челюсти дюгоня почти сферической формы.

Резцы взрослых самцов дюгоня крупные, бивнеподобные, а у самок небольшие, иногда не прорезывающиеся сквозь десну. Коренные зубы столбчатые, покрытые цементом, без эмали, имеют простые, открытые корни. Фото

Позвонков шейных у дюгоня 7, грудных 19, поясничных 4, крестцовый 1, хвостовых от 28—29 до 59—60. Остистые отростки на позвонках небольшие. Седалищная и подвздошная кости палочковидные.

Распространение дюгоня охватывает прибрежную зону и эстуарии Индийского и западной части Тихого океанов. Вдоль Африканского побережья дюгонь встречается от залива Делагоа в Мозамбике на север до Красного моря включительно. От Африки ареал простирается на восток до о-вов Рюкю на севере и берегов Северной Австралии и Соломоновых о-вов на юге. В ареал дюгоня входят также берега Мадагаскара и о-ва Индо-Австралийского архипелага.

Обитают дюгони на мелководье в тропических морях с обильной водной растительностью. Изредка встречаются в устьях рек. Держатся поодиночке, за исключением периода размножения. Иногда наблюдаются крупные скопления дюгоней. Питаются дюгони преимущественно ночью. Кормом служат морские водоросли, главным образом зеленые, и другие растения, а возможно и мелкие беспозвоночные. В течение дня обычно отдыхают на глубокой воде, а ночью приплывают к берегам на мелководье кормиться. Часто дюгонь собирает целые растения в одну кучу и съедает их позднее. Перед тем как съесть растение, дюгонь обычно тщательно прополаскивает его в воде, чтобы удалить песок. Под водой остается от одной до 10 мин. Зрение развито слабо, слух — хорошо. Сезонности в размножении, по-видимому, нет. Длительность беременности 11—12 месяцев. Самка приносит одного детеныша в тихих прибрежных водах.

Дюгоней промышляют из-за мяса и жира. От зверя массой 200— 300 кг получают 24—56 л жира. Во многих местах численность дюгоня сильно снизилась. Так, зверь стал очень редок в Красном море, в Персидском заливе, около Шри Ланка, Малайзии, у восточного берега Африки; у Австралии еще достаточно многочислен.

В семействе один род дюгоней— Dugong Lacepede, 1799, и один вид D. dugon Muller, 1776

Включен в «Красную книгу» как вид, который в ближайшее время может оказаться под угрозой исчезновения.

Дюгони (Dugong)– лучше всего изученные сирены. У них крупное тело в форме веретена или торпеды, короткая шея и маленькая округлая голова; ушных раковин нет, морда как бы обрубленная. Длина тела взрослого самца ок. 3 м, а самки – до 2,5 м. Кожа голая, синевато-серая. Глаза маленькие, глубоко сидящие. Верхняя губа раздвоена посредине и несет жесткие вибриссы. Ноздри с клапанами, которые открываются, когда животное вдыхает воздух, и закрываются под водой. Передние конечности превращены в ласты, а широкий плоский хвост напоминает горизонтальный полумесяц, как у китов. Нижняя челюсть загнута вниз. Резцы верхней челюсти у самцов сильно развиты и похожи на бивни; у них острые режущие края, которые продолжают расти в течение всей жизни животного.

Дюгони распространены в теплых прибрежных водах, мелководных бухтах и лагунах от Красного моря до Соломоновых и Маршалловых островов и северной части Австралии. Иногда их можно видеть и в открытом море. Активны главным образом ночью; кормятся после захода солнца донными морскими растениями и водорослями: пасутся по 5–10 мин, а затем поднимаются на поверхность подышать. Дюгоней нельзя считать стадными животными, но кормятся они часто группами. Самка рожает одного детеныша после примерно 12 мес беременности. Первое время она постоянно носит его с собой, обняв ластами.

Различают три вида дюгоней: D. tabernaculi в Красном море; D. australis в австралийских водах и обыкновенный дюгонь (D. dugong) в остальной части ареала рода.