Египетский мангуст, фараонова крыса. Мангусты. Ихневмон, египетский мангуст, фараонова крыса,Herpestes ichneumon Мангуст. Змея, кобра.

Вид: Египетский мангуст, ихневмон

Вид: Египетский мангуст (=ихневмон, фараонова крыса) — Herpestes ichneumon Linnaeus, 1758.

Из всех мангустов особенного внимания заслуживает, по всей справедливости, ихневмон, египетский мангуст, фараонова крыса (Herpestes ichneumon) как священное животное древних египтян, слава которого дошла и до нашего времени. Уже Геродот говорит, что в каждом городе ихневмона бальзамировали и погребали в священных местах. Страбон сообщает, что это замечательное животное никогда не нападает на больших змей без того, чтобы не позвать на помощь несколько сотоварищей, и затем уже легко овладевает ядовитым гадом. Потому изображение его на священных иероглифах служит олицетворением слабого человека, который не может обходиться без посторонней помощи.

Юлиан, напротив, уверяет, что ихневмон один выходит на охоту со змеями, прибегая при этом лишь к некоторой предосторожности: он вываливается в иле и затем высушивается на солнце, так что все туловище его покрывается непроницаемой для яда опасного соперника броней; морду свою он защищает, прикрываясь хвостом. Легенды об ихневмоне не ограничиваются этим и наделяют отважного бойца со змеями еще другими качествами, о чем и передает Плиний. Крокодил, наевшись досыта, имеет обыкновение покоиться где-нибудь на песчаной отмели, причем он страшно разевает свою огромную пасть, угрожая гибелью каждому, кто отважится приблизиться к нему. Исключения допускаются только в отношении одной маленькой птички, которая, не ведая страха, забирается в самую пасть крокодила и выклевывает пищу, завязшую в его зубах. Кроме птиц все другие животные страшатся грозного чудовища и не решаются приблизиться к нему.

Один ихневмон поражает своей храбростью: он осторожно подкрадывается к спящему крокодилу, отважно прыгает в его раскрытую пасть, прокусывает ему горло, растерзывает его сердце и, умертвив таким образом, открывает себе окровавленный путь к обратному беспрепятственному выходу из туловища страшилища. Одним этим ихневмон не удовлетворяется: он выискивает и выслеживает места, где ужасный гад в изобилии кладет свои яйца, и скребет тут до тех пор, пока ему не удастся докопаться до скрытого сокровища; тогда он набрасывается на него и, несмотря на бдительность матери, в одну минуту пожирает все гнездо, чем, конечно, оказывает неоценимые услуги человечеству.

Несомненно, что египтяне твердо верили этим легендам, которые и исходят собственно от них; но позднейшие естествоиспытатели сделали большую ошибку, приняв на веру эти сказочные повествования, так как на самом деле ихневмон далеко не обладает всеми приписываемыми ему качествами. Хотя точные исследования нрава и образа жизни ихневмона стали известны только в позднейшее время, тем не менее и прежде, уже несколько веков назад, многие путешественники высказывали свои сомнения относительно пользы, приносимой этим животным, чем и поколебали веру в различные легенды о нем.

Взрослый ихневмон значительно превосходит ростом нашу домашнюю кошку; длина его туловища достигает 65 см, а хвост имеет по меньшей мере 45 см, но он кажется меньше, чем на самом деле, благодаря коротким ногам; только изредка можно встретить самца, у которого загривок был бы выше 20 см. Туловище ихневмона стройное, как у всех виверр, хотя не такое красивое, как у генет, зато значительно более коренастое, чем у большинства видов это рода, что подтверждается его весом: взрослый ихневмон весит 7, а иногда даже 9 килограммов. Ноги у него короткие, ступни голые и пальцы на ногах почти до половины соединены короткой перепонкой. ФотоДлинный хвост благодаря густым волосам, покрывающим его у корня, кажется очень толстым, как бы продолжением самого туловища, и заканчивается кисточкой; глазные впадины голые, вследствие чего еще больше выступают маленькие огненные глаза с круглыми зрачками. Уши короткие, широкие и округленные. Около заднего прохода находится плоский мешок с отверстием посередине. Особенно замечателен мех ихневмона: он состоит из густого подшерстка ржаво-желтого цвета и длинных волос ости почти в 6—7 см. Эти волосы черного цвета с желтовато-белыми кольцами, а на самых концах бледно-желтые. Из-за этого вся шкура получает зеленовато-серую окраску, которая вполне соответствует местопребыванию животного. На голове и на спине мех темнее, на боках и на брюхе более бледный; ноги и кисточка хвоста темновато-черные или совсем черные; встречаются, впрочем, и некоторые отличия.

Ихневмон распространен не только по всей северной Африке и Индостану, но, по Ноаку, который давно уже доказал его пребывание в западной Африке, в Лоанго и Конго, он водится во всей Африке, а также и на Мадагаскаре, куда мог быть завезен людьми. Не доказано еще только его пребывание в южной Испании и северной Азии. Животное это избирает для своего местожительства низменности; в Египте живет по густопоросшим берегам рек и в тростниках, окружающих поля. Здесь оно проводит дни и устраивает в тростниковой чаще узкие, но тщательно прочищенные тропинки, ведущие к глубоким, но не особенно просторным норам. В них самка плодится, принося весной или в первые летние месяцы двух-четырех детенышей, которые очень долго питаются молоком матери и еще дольше находятся на попечении обоих родителей.

Животное это во всех отношениях оправдывает свое название «ихневмон», что значит «сыщик». Своим нравом и душевными свойствами ихневмон напоминает родственных ему куниц: он обладает тем же неприятным запахом, такой же хитростью, кровожадностью и страстью к воровству. Ихневмон в высшей степени труслив, осторожен и подозрителен. Он никогда не отваживается выходить в открытое поле, а всегда пробирается по защищенным закоулкам, хотя рыщет довольно далеко по окрестностям. На промысел он выходит днем и пожирает все, что может добыть хитростью, начиная с зайца, курицы или гуся. Кроме этого он питается змеями, ящерицами, насекомыми, червями, а вероятно также, и плодами. Грабительские набеги ихневмона навлекают на него ненависть со стороны египетских крестьян, потому что он самым безжалостным образом разоряет курятники и голубятни, особенно куриные гнезда, которые курицы устраивают на воле, подобно лесным птицам. Действительной пользы ихневмон почти не приносит, если не считать той услуги, какую он оказывает истреблением змей.

Его походка привлекает особое внимание своей своеобразностью: животное как будто ползет по земле, потому что короткие ноги его совершенно закрываются длинной шерстью, которая не позволяет видеть их движений. В летние месяцы ихневмона редко встречают одного, а всегда в обществе своих родичей. Самец идет обычно впереди, за ним следует самка, а позади матери плетутся детеныши; при этом один член семьи держится так близко подле другого, что кажется, будто вся цепь животных составляет одно целое существо, которое можно сравнить с очень длинной змеей. Время от времени глава семьи останавливается и поднимает голову, чтобы удостовериться в безопасности, причем он неистово раздувает ноздри и сопит, как при сильной одышке. Когда он убедится, что бояться нечего, то идет дальше; при виде добычи начинает бесшумно извиваться между стеблями, как змея, чтобы как можно ближе подойти к ней, затем вдруг в один или два прыжка настигает даже вспорхнувшую птицу. Перед мышиной норой он способен караулить с замечательным терпением, выжидая и подкрадываясь к добыче с забавной осторожностью.

По всей вероятности, ихневмон обладает таким же прекрасным чутьем, как и лучшие собаки; это видно из того, что на охоте он руководствуется преимущественно чутьем. Если ему попадаются яйца, то он выпивает их; у млекопитающих и у птиц высасывает обычно только кровь и съедает мозг. Страсть его к хищничеству заставляет его умерщвлять больше животных, чем он может съесть.

Много нелепого рассказывают о враждебных отношениях ихневмона с другими животными и, между прочим, говорят, что самые опасные враги его — лисицы, шакалы и особенно караульщик (варан), нильская ящерица. Но я могу уверить, что никогда ничего подобного не видел и не слышал. Самый главный его враг — человек; кроме него ему может вредить только Нил, когда затопляет излюбленные им места; в этом случае, впрочем, его выручает умение плавать, и он заблаговременно перебирается на высокие насыпи, соединяющие одну деревню с другой или огораживающие фарватер; здесь он и находит себе временное убежище в чаще высокого густого тростника.

Охота на ихневмона считается, по мнению египтян, благочестивым делом. Стоит только пойти в любую деревню и известить там о своем намерении поохотиться за «нимсом», как называют это животное арабы, тогда наверняка и старый, и малый поднимутся на помощь, радуясь возможности уничтожить вредного плута и мошенника. Все общество направляется тогда к тростниковой чаще; охотник останавливается там, а его помощники загоняют животное. Хищник тотчас же смекает в чем дело и при первой тревоге спешит укрыться в норе; но и там спасенья нет: арабы выгоняют его оттуда длинными палками, так что ему приходится искать защиты в другой тростниковой чаще. С чрезвычайной осторожностью крадется он между стеблями, прислушиваясь каждую минуту и чутьем стараясь соразмерить близость опасности; когда другого выхода нет, он решается проскользнуть по открытой поляне, чтобы спастись бегством, при этом съеживается как только может и ползком пробирается по траве, стараясь не выдать себя быстрыми движениями.

Все мангусты сходны друг с другом по телосложению, а в большинстве случаев и по образу жизни; таким образом вышеизложенное описание ихневмона могло бы быть вполне достаточным для нашей цели, если бы не требовалось некоторых подробностей об отдельных видах.