Муравей-агрессор из Турции. Инвазивные виды. Расселение животных по планете.Миграционное поведение животных. Поведение животных

Муравей-агрессор из Турции

Муравей

Инвазивные виды. Расселение животных по планете

...Маленький муравей из Западной Азии выжил местных земляных насекомых из почти половины европейских стран. Пока он идет по югу Европы и Кавказу, но вскоре может захватить и весь регион. Опасность угрожает всем садовым участкам.

Впервые муравей Lasius neglectus появился в Европе примерно 20 лет назад. Его колонию энтомологи заметили в Будапеште. Ученые считают, что насекомое попало в Европу из Западной Азии (возможно, из Турции) вместе с почвой, в которой перевозили растения. За два десятилетия муравей захватил не только Венгрию, но и еще несколько стран. Вскоре три его колонии нашлись в Испании. А сейчас его колонии есть во Франции, Германии, Польше и в Бельгии. Поступают также сообщения с Кавказа и с Канарских островов.

Lasius neglectus: Длина тела рабочих муравьев 3—5 мм, самцы – 4—6 мм, самки – 7—10 мм. Цвет черно-бурый. Тело покрыто густыми прилежащими волосками. На лапах многочисленные отстоящие волоски.

По словам авторов работы, опубликованной в последнем выпуске PLos One, муравьи — наиболее активные агрессоры из всех насекомых. Например, другой инвазивный вид — аргентинский муравей, который попал в Европу примерно в 1900 году, к 2002 году образовал гигантскую суперколонию. Она занимает тысячи километров вдоль северо-западного побережья Италии и доходит до южного побережья Испании. Поэтому появление муравья Lasius neglectus и его быстрое распространение в Европе энтомологи считают довольно тревожным симптомом. Опасность этой инвазии в том, что Lasius neglectus размножается почти в сто раз быстрее коренных видов. И даже «аргентинец» ему в подметки не годится. Кроме того, он довольно легко вытесняет местные виды, лишая их кормовой базы. В основном потому, что у будапештского муравья нет брачного лета, но есть несколько возможностей для формирования новых колоний. Он очень плотно селится на захваченных территориях, тем самым лишая кормовой базы не только местных муравьев, но и другие виды живущих в земле насекомых. По словам авторов статьи, вымирание земляных насекомых приведет к вполне закономерному развитию событий – следом исчезнут питающиеся ими птицы, а далее изменится и вся экосистема региона.

Заметить Lasius neglectus довольно сложно – над муравейниками нет холмиков. Поэтому он может полностью оккупировать землю под садом, прежде чем его заметят садоводы.

У такой скрытности есть и экологическая опасность. Многочисленные ходы и гнезда в верхнем почвенном горизонте обязательно приводят к изменению свойств почвы, нарушению механического и органолептического состава. Что, конечно, негативно скажется на других почвенных животных, микроорганизмах, бактериях, грибах, а также на корневой системе растений. Следовательно, нарушаются растительные сообщества — вплоть до исчезновения некоторых видов растений и появления сорных или рудеральных видов, которые легко занимают все освободившиеся экологические ниши.

Большая группа ученых из 14 университетов и институтов со всего мира (от Финляндии до Австралии) с 2003 по 2005 годы изучала морфологию, поведение, популяционную генетику, биохимический состав двух видов муравьев: инвазивного вида L. neglectus и его местного родственника L. turcicus. Оказалось, что захватчик неплохо подготовился к войне за Европу. В отличие от местного вида, в колонии инвазивного стало возможно появление нескольких самок-цариц. По словам ученых, изменение в ДНК привело к тому, что самки стали неагрессивными по отношению друг к другу. Каждая самка-царица находила себе нескольких партнеров, образуя свою колонию, и так далее по цепочке образовывалась суперколония. Как говорят авторы работы, образование суперколонии из нескольких колоний — неизбежное следствие низкой генетической изменчивости в первоначальной инвазивной колонии. А генетическая адаптация частично решает проблемы недостатка особей в колониях. Удалось также найти морфологические адаптации захватчика, которые происходили уже после попадания муравьев на новую территорию. И самцы, и самки-царицы отличались меньшими размерами тела и крыльев. Энтомологи утверждают, что уменьшение связано с тем, что у данного вида нет брачного лета.

Пока L. Neglectus не удалось захватить Северную Европу, уверены авторы. Однако то, как быстро и каким способом он развивается на юге, явно указывает, что вскоре он оккупирует всю данную часть света, вплоть до скандинавских стран и Великобритании.

Впрочем, британцам и без муравьев есть чего бояться. Совсем недавно стало известно, что по стране распространились ложные «черные вдовы», следом за которыми могут прибыть и настоящие. А берега страны подъедает китайский мохноногий краб.

Да и в России распространяющийся по Кавказу садовый муравей – не самая большая проблема. Тот же китайский краб захватывает Поволжье, а в Черном море вообще идет настоящая война инвазивных видов. Тем не менее, вполне может случиться так, что однажды подобные переселения приведут к масштабной экологической катастрофе, поэтому биологи пристально следят за миграциями растений и животных по миру.