Миграции по схеме «один раз туда — один раз обратно». Угри, лососи. Закономерности миграций. Миграции леммингов.Миграционное поведение животных. Поведение животных

Миграции по схеме «один раз туда — один раз обратно»

Миграционное поведение животных

Перейти в оглавление раздела: Миграционное поведение животных

Угри и лососи. — Данаида.

Многие мигрирующие животные за всю свою жизнь проделывают путь «туда и обратно» всего лишь один раз. Рождаются они в одном местообитании, растут по преимуществу в другом, а затем возвращаются туда, где появились на свет, чтобы оставить потомство и умереть. Классические примеры —угорь а проходные лососи. Считается, что европейский речной угорь, покидая реки, озера и водохранилища Европы, пересекает Атлантику и добирается до Саргас-сова моря, где он нерестится и погибает (хотя на самом-то деле ни нерестовые особи, ни икринки там никому и никогда не попадались). Похожее путешествие (предпринимают и американские угри, скатывающиеся в море из рек и озер обширнейшей области-—от «трех Гвиан» на юге до юго-западной Гренландии на севере. Потом отродившаяся в море молодь возвращается в пресноводные водоемы; там рыбы растут и достигают половой зрелости, а уж половозрелые особи опять плывут в Саргассово море.

Таков же примерно и миграционный цикл лососей; разница в том, что зародыши и молодь лососей развиваются в пресных водах, а созревают они в море. Достигнув зрелости, лососи возвращаются на свои пресноводные нерестилища и выметывают половые продукты. Тихоокеанские лососи, отнерестившись, в море уже не возвращаются, а все до одного погибают. Погибают после нереста и многие атлантические (благородные) лососи, но некоторые выживают, опять скатываются в море и впоследствии опять поднимаются в реки на нерест.

Прежним объяснением уже так просто не отделаешься: миграции такого типа едва ли сводятся просто к передвижениям между двумя местообитаниями, каждое из которых в определенное время года изобилует каким-то ресурсом. Нелегко в подобных случаях допустить и то, что животные могут обладать какой-либо сложившейся на основе обучения способностью угадывать направление движения. Тем не менее хорошо известно, что многие лососи возвращаются на нерест именно в те реки, где они родились.

Сходен с описанным и миграционный цикл бабочки-данаиды Danaus plexippus (рис. 5.4). На лето популяции этих бабочек переселяются на север Соединенных Штатов и в Канаду, где происходит размножение, а на зиму откочевывают на юг — во Флориду и Калифорнию. Во время зимовки бабочки не раз- множаютея. Те же самые особи, что прилетели на зимовку, весной могут вернуться на север, но, судя по всему, каждая отдельная особь пускается в обратный путь не более одного раза. Примерно такие же (правда, не столь дальние) путешествия «с одноразовым билетом туда и обратно» можно обнаружить и при изучении жизненных циклов ряда других насекомых: чешуекрылых, ручейников и веснянок. Первую половину жизни, насекомое проводит в одном местообитании (личинка бабочки— на кормовом растении, личинка ручейника — на дне водоема),, а превратившись в половозрелую взрослую особь, переселяется; в другое; туда же, где прошла его молодость, оно возвращается лишь затем, чтобы отложить яйца.

Переселения в «один конец»

У многих мигрирующих животных переселение для каждой отдельной особи всегда оказывается «поездкой в один конец». В Европе некоторые бабочки — шафранная желтушка (Colias croceus), адмирал (Vanessa atalanta) и репейница (Vanessa car-dux)— размножаются в обоих «концах». Бабочки, прилетающие летом на Британские острова, размножаются, а их потомство осенью улетает на юг и размножается в Средиземноморье, откуда новое поколение следующим летом опять перебирается на север... .

Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х т. Т. 1.: Пер. с англ.—М.: Мир, 1989.—667 с.