лань, даниэль. Cervus dama Linnaeus = (Европейская) лань, даниэль

Вид: Cervus (Dama) dama = (Европейская) лань, даниэль

Вид: Cervus (Dama) dama Linnaeus = (Европейская) лань, даниэль

Оленем-цветком по праву называют лань - небольшого красивого оленя. Она - обитатель смешанных и лиственных лесов с полянами, заросшими богатым разнотравьем. Именно на полянах большую часть года лани добывают корма: разнообразные травы, листву и молодые побеги деревьев и кустарников. С наступлением зимы они полностью переходят на питание веточными кормами. Кормятся животные в любое время суток. Однако если в дневные часы их часто беспокоят, то они переходят к ночной активности. В течение всего года лани, как правило, придерживаются одного облюбованного участка. Совершаемые незначительные перемещения в пределах обитаемой территории, связаны с изменениями и выбором лучших кормовых и защитных условий.

Самочки с молодыми животными большую часть года держатся г руппами, объединившись в небольшие табунки. Иногда такую группу животных возглавляет присоединившийся к ним самец. Но чаще самцы предпочитают одиночество а к группам самок присоединяются только в середине осени на период гона. Стадо ланей всегда возглавляет самое старое умудренное жизнью животное, Все члены данной группы при возникновении опасности беспрекословно подчиняются своему вожаку. Опыт животного, ставшего вожаком, помогает им выжить и правильно поступать в любых критических ситуациях.

Так, например, в некоторых странах Европы охота с погоней начинается со звуков рога. И вожак, зная это, поднимает стадо и уводит его подальше от обычных укрытий. Однажды наблюдали, как вожак ланей привел свою группу на поле, где они раньше не были и там животные спокойно переждали охоту.

В глубине леса у каждого взрослого самца есть определенное место, куда он приходит в период гона. Здесь вокруг них образуются гаремы, в состав которых входят несколько самочек. Возбужденные самцы похаживают вокруг своих избранниц, выбивая ногами в земле небольшие углубления. В это же время поздними вечерами и в предрассветные часы можно слышать хриплые отрывистые звуки самцов. Если поблизости от гарема появится соперник, претендующий на гарем, не избежать ожесточенной драки.

Заканчивается гон и все животные расходятся по своим участкам. Пройдет зима, весна, и только в июне, после 7,5-8 месяцев беременности, самки приносят одного, редко двух телят. Перед отелом будущая мамаша покидает свое стадо и уединяется в Г1ихш укромном уголке где и рождает детеныша. В первое время после родов малыш довольно беспомощный и только на второй день он становится способным ходить и в случае необходимости - даже пробегать небольшое расстояние. Однако больше недели детеныш после кормежки предпочитает не следовать за самкой, а покидает ее, укрывшись в зарослях травы и кустарников. Здесь он затаивается, дожидаясь следующей кормежки. Своего детеныша самка кормит молоком долго, в течение многих месяцев, практически до появления следующего малыша. Однако уже в месячном возрасте молодые лани начинают потреблять небольшое количество зеленых кормов, с каждым днем увеличивая их количество в своем рационе. Лани - заботливые матери. Пока их малыш не подрастет, они далеко не отходят от него и готовы, особенно в период затаивания детенышей, в любой момент прийти ему на помощь. Появится, к примеру, возле малыша мелкий хищник - тут же прибегает самочка и мощными ударами передних ног прогоняет врага прочь. Схваченный в руки детеныш обычно не убегает, а пронзительно кричит, призывая на помощь свою мать. Крупных хищников и человека, лань старается обмануть, отводя его далеко в сторону. Затем, оторвавшись от преследователя и сделав большой полукруг, она возвращается к своему затаившемуся малышу.

Основной способ передвижения лани - шаг и рысь. В случае беспокойства или возникновения опасности, лань уходит от преследователя прыжками, преодолевая каждый раз более 2 м. При этом поднимаются белые волосы расположенные вокруг хвоста, увеличивая околохвостовое зеркало. Это помогает животным не терять друг друга из виду даже в темноте.

У молодых самцов, достигших шестимесячного возраста, вырастают первые неразветвленные рожки-спички. В июне-июле следующего года эти рожки отпадают, и на их месте растут новые рога. В процессе развития рогов с каждым годом последовательно появляются надглазничный и срединный отростки. Позже всего у взрослых самцов развиваются лопаты и задние отростки. Такие развитые рога имеют лани только с пятилетнего возраста. Ежегодное сбрасывание рогов происходит в апреле-мае.

Врагов у лани в пределах ареала - немного. Это волки и одичавшие собаки, а на молодых животных могут нападать лисицы и другие хищники. Вовремя обнаруживать врагов ланям помогают отлично развитые обоняние и слух, зрение развито несколько хуже. На территории СССР раньше лань не встречалась. Сюда она была завезена из Западной Европы и успешно акклиматизирована во многих местах. Содержат ланей и многие зоопарки, в том числе и наш, Алма-Атинский, где любой посетитель может полюбоваться этим стройный и красивым оленем-цветком.

Лань ... из проекта ВикиЗнание.

У лани конец морды голый, глаза и уши большие, слезные ямки явственные, сравнительно с настоящими оленями ноги короче и менее сильны, туловище толще, шея и рога короче, хвост длиннее. Рога есть лишь у самцов: они при основании круглые в поперечном сечении, имеют передний (надглазный) отросток и снабжены короткими отростками на конце. Летняя шерсть рыжевато-бурая с белыми крапинами, живот и внутренняя сторона ног белая, волосы на спине с черными концами и образуют, благодаря этому, черноватую полосу; хвост сверху черный; зимняя окраска более серая и почти без пятен; иногда попадаются совершенно белые экземпляры, не меняющие цвета. Длина тела около 1,6 м., из которых 16 - 19 см. занимает хвост, высота плеч 85 - 90 см., крестец немного выше. Вес редко больше 100 - 120 кг. Самка меньше. Л. в диком состоянии живет в Северной Африке. на Ю до Сахары и ЮЗ Азии, прежде жила и в Южной Европе. Разводится в парках, особенно в Англии. Органы чувств Л. хорошо развиты, человека она чует шагов за 300, по быстроте и силе прыжков уступает благородному оленю, но может перепрыгивать через препятствия метра в 2 вышиною. Л. живет преимущественно в лесах, пересекаемых лугами, питается почками, побегами и корой деревьев, различными травами, хлебами и т. п. Взрослые самцы живут летом поодиночке или маленькими стадами, а молодые вместе с самками и детенышами. В середине октября взрослые самцы присоединяются к стадам и отгоняют молодых, которые в это время образуют отдельные небольшие стада, но по окончании течки (через 2 недели) опять присоединяются к стадам самок. Уже годовалые самцы способны к размножению. Голос Л. похож на фырканье или хрипение. Беременность длится 8 месяцев; обыкновенно в июле рождается 1, редко 2 детеныша; самка тщательно охраняет их, прогоняя мелких хищников ударами передних ног, а крупных стараясь отвести. У детенышей-самцов через 6 месяцев образуются на голове возвышения и к концу февраля из них вырастают прямые рога, рост которых продолжается до августа, когда с них сбрасывается кожа. На 2-й год появляются развилины, на 3-й надглазная ветвь и появляются отростки, а образование лопатки начинается на 6-м году. Рога старых самцов весят до 6 - 7 кг. Старые самцы сбрасывают рога в мае, годовалые в июне, к августу или сентябрю вырастают новые. Шкура Л. ценится, мясо очень вкусно, особенно с июля до сентября. Охотятся на Л. облавами или подкрадываются к ним с ружьем. Близок к Л. был вымерший исполинский олень (Megaceros giganteus Ow., euryceros hibernicus), остатки которого встречаются в дилувии Европы и Сибири, а чаще всего в торфяных болотах Ирландии. Лопаторасширенные рога с глазными отростками имели до 2 м. длины, крайние концы правого и левого рога отстояли на 3 - 4 м. Утверждают, будто бы он водился еще в XII в. в Ирландии.