Стеклянные лягушки. Семейство: Centrolenidae Taylor = Стеклянные лягушки Бесхвостые амфибии, земноводные

Семейство: Centrolenidae = Стеклянные лягушки

Семейство: Centrolenidae Taylor = Стеклянные лягушки

Читать: Centrolenidae Taylor = Стеклянные лягушки

Стеклянные лягушки: Centrolenidae - поведение и репродукция

Стеклянные лягушки, как правило, активны ночью. Это, в сочетании с их прозрачными телами, делает их очень трудно обнаруживаемыми как для людей, так и для хищников. Фонариком ночью удается мало что увидеть у стеклянной лягушки, кроме ее больших глаз и темного пятна, где располагается череп. Во время дневного светлого времени, лягушки прячутся от посторонних глаз среди зеленых листьев. Так как леса и влажные тропические джунгли так полны различных растений и деревьев, что крошечные зеленые лягушки могут легко остаться вне поля зрения, если они сидят на листьях и не двигаются. Лягушки стают еще более невидимым, потому что их приземистые тела располагаются низу плашмя на листьях. Даже со стороны, они выглядят так же, как небольшая шишка или вздутие на поверхности листа, но только не как живая лягушка. И только самые тщательные и внимательные наблюдатели могут увидеть лягушку в течение дня, и тем более - в ночное время. Именно потому, что они так хорошо замаскированы, большая часть информации о стеклянных лягушек поступает из исследований, проведенных за лягушками, когда они наиболее заметны.

Обнаружить стеклянных лягушек обычно удается только когда они размножаются. Некоторые виды, живущие в районах, где погода примерно одинаковая в течение всего года, могут спариваться в любую ночь. Другие виды этих лягушек, живущие в местах с меняющейся в течение года погодой обычно размножаются только в определенное время.

Так, никарагуанские стеклянные лягушки, которые живут в Никарагуа, Коста-Рике, Панаме, Колумбии и Эквадоре, могут спариваться по вечерам только после сильных дождей. Самцы многих стеклянных лягушек собираются в местах, где они хотят становятся готовыми, чтобы спариваться и иметь потомство. И как только они находят подходящее для этой цели место, то они часто дерутся с другими самцами, которые пытаются отнять его у них. Эти «хорошие места» - известные брачные территории. Самцы никарагуанских стеклянных лягушек занимают и защищают такие территории, они будут их использовать, как место для издания призывных крикой.

Как и самцы большинства других видов лягушек, самцы стеклянных лягушек издают призывные крики, чтобы привлечь к себе самок для спаривания. У этого вида, два самца могут бороться за лист, держась на поверхности листа или стебля с помощью их задних лапок, вися вниз головой, и ведя борьбу друг с другом. Победителем является тот, кто сможет сбить с облюбованного места других претендентов, или кто сможет вскарабкаться на верхнюю поверхность листа и распластать на нем свое тело.

В Эквадоре самцы лягушки Cochran, дерутся, пока висят вниз головой, находясь в положении живот-к-животу, при этом их передние ноги обернуты вокруг шеи друг друга. При этом они, держась на присосавшихся к листу задних ногах, ведут борьбу, качаясь вверх-вниз и вперед-назад.

Самцы многих видов стеклянных лягушек имеют один острый костистый шип, расположенный в верхней плечевой части каждой передней ноги, который называется плечевой костью. Самцы этих видов стеклянных лягушек часто имеют шрамы на морде, верхней части головы, и по бокам тела, которые позволяют предположить, что самцы используют свои плечевые шипы, борясь друг с другом. Например, самец тихоокеанской гигантской стеклянной лягушки имеют мощные и толстые передние ноги, что отличает его от большинства других стеклянных лягушек, на которых расположены плечевые шипы. Хотя никто не видел как самцы этого вида ведут между собой боевые действия, но многие самцы имеют многочисленные шрамы, которые соответствуют знакам, которые могут быть сделаны, когда другие самцы разрезали их своими шипами. Самцы и многих других видов стеклянных лягушек тоже имеют плечевые шипы.

В самом деле, все виды, которые попали в одну группу под названием род Centrolene, имеют плечевой шип. Этот род в настоящее время включает в себя стеклянную тихоокеанскую гигантскую лягушку, никарагуанскую стеклянную лягушку, стеклянную лягушку Пичинча и других. У видов, как стеклянная тихоокеанская гигантская лягушка и никарагуанская гигантская стеклянная лягушка, плечевые шипы острые, в то время как у других видов, как стеклянная лягушка Пичинча, шипы имеют тупые вершины.

Самцы разных видов имеют разные брачные крики (вызовы), но большинство из них представляет из себя некоторый тип свистящего звука. Самцы стеклянной лягушки Флейшмана издают призывный звук в виде короткой трели, которую они повторяют снова и снова. Самцы стеклянной лягушки Ла Пальма также имеют короткий призывной сигнал, но это не трель, как у стеклянной лягушки Флейшмана. Призыв самцов у никарагуанской стеклянной лягушки состоит из трех коротких звуковых сигналов. Они могут издавать этот призыв довольно часто, например, до сорок трех раз в час, или всего лишь один раз в час.

Большинство вызов самцы издают в ночное время из листьев растений и деревьев, находящихся в верховьях потоков. Некоторые самцы, как эквадорская лягушка Cochran, предпочитают располагаться у потоков, которые мчатся вниз по склону. Самцы Тихоокеанской гигантской стеклянной лягушки, издают очень громкие сигналы из-за близости к водопадам или находясь на валунах в быстрых водах. Когда самец стеклянной лягушки привлекает самку своим призывом, тогда она подходит к нему, а он взбирается на ее спину. Такая контрейлерная позиция называется Amplexus. Самец обнимает самку передними ногами вокруг ее тела и так висит на ней как раз за передними ногами. Он остается там, пока самка откладывает яйца. Как только она это сделает, он выпускает семенную жидкость, называемую спермой, содержащую микроскопические клетки, которые оплодотворяют яйца, после чего они начинают расти.

Натуралисты до сих пор открывают все новые виды лягушек, включая стеклянных лягушек. В 2004 году, например, исследователи из Университета Канзаса объявили об описании новых видов из северо-западных районов Эквадора. В 2003 году ученые из Техасского университета описали новый вид из западных районов Гайаны. Оба эти вида зеленого цвета с крошечными желтыми точками. Как правило, пары стеклянных лягушек обнаруживаются в или около того места, где самец издавал свою призывную песню. Так обстояло дело с Эквадорской лягушкой Cochran. Она откладывает яйца на кончике же или соседнем листе, где самец издавал призывный сигнал. У нескольких видов, как никарагуанские стеклянные лягушки, самеца может перевести самка от его призывного места в другое место. У этого вида самка откладывает яйца на верхней части листа у поверхности земли на месте, расположенной до 10 футов (3 метров) над землей. Иногда она делает это вместо того, чтобы откладывать яйца на мшистых скалах или других неудобных местах. Хотя образовавшаяся пара уже спарилась, самец продолжает призывать самку, по прошествии короткого времени после откладывания самкой яиц.

Подавляющее большинство видов этого семейства откладывают липкие яйца либо сверху или на нижней части листа. Эквадорская лягушка Cochran является одним из видов, которые откладывают яйца на верхушках листьев. Некоторые из видов, которые откладывают яйца на нижней стороне листьев, включает стеклянных лягушек Атрато и Флейшмана. Единственный член этого семейства, что не следует этой модели и откладывают яйца на листья - стеклянная тихоокеанская гигантская лягушка. Самцы этого вида выбирают для размножения место, которое находится на мокройот брызг воды скале за водопадом или торчащих скалах рядом с порогами.

Типичное число яиц, отложенных самкой стеклянной лягушки составляет около двух-трех десятков. Самки стеклянных лягушек Флейшмана, например, откладывают примерно от восемнадцати до тридцати яиц, никарагуанские стеклянные лягушки откладывают около двадцати яиц, лягушки Атрато кладут двадцать-двадцать пять яиц. Яйца в кладках бывают разных цветов, в зависимости от вида. Так, никарагуанские стеклянные лягушки откладывают черные яйца, в то время как другие, как стеклянные лягушки Атрато, имеют практически прозрачные, зеленого оттенка яйца.

Стеклянная лягушка, известная только под ее научным названием Cochranella saxiscandens, выбирают для размножения необычное место: поток в нижней части крутого ущелья в горах на севере Перу. Люди, однако, обнаружили их местообитание, когда начали вырубку окрестных лесов для фермерских хозяйств и для получения древесины. при этом можно часто увидеть взрослых особей, остающихся с яйцами, по крайней мере на короткое время. Самки никарагуанских лягушек остается с ними в сцеплении, по крайней мере в первую ночь. У стеклянной лягушки Атрато, одна из взрослых особей или сидит рядом или в верхней части яйцекладки. У стеклянной лягушку Флейшмана, это, как правило, самец, который остается с кладкой. Он сидит рядом с ней в течение дня, но охватывает ее своим телом по ночам. Несмотря на его уход, плодовым мушкам часто удается приземлиться на яйца лягушки и отложить на них свои яйца. вскоре из этих яиц вылупляются личинки, которые питаются яйцами стеклянной лягушки, иногда уничтожая почти все из них. У стеклянных лягушек Ла-Пальма, за яйцами ухаживают самцы, которые остаются со своей молодой изо дня в день. Интересно, что рисунок на спине взрослой лягушки этого вида очень похож на кучу яиц, что и может достаточно смутить хищников, чтобы заставить их оставить в покое как самца, так и охраняемые им яйца.

Из яйца стеклянной лягушки вылупляются головастики, которые обычно соскальзывают из листьев и падают в воду. Иногда, головастик может соскользнуть в неправильном направлении или отнестись ветром на берег, а не в воде. К счастью, большинство головастики имеют сильные хвосты, которые являются достаточно мощными, чтобы возвратить их в водный поток. Типичные головастики имеют длинные и тонкие тела с глазами на верхней части головы. У стеклянных лягушек Флейшмана, головастики ярко-красного цвета. Красный, однако, не цвет кожи - это цвет крови головастика, который просматривается сквозь кожу. Как только из яиц стеклянных лягушек вылупляются головастики, они всегда покидают листья, и головастики продолжают свое развитие, превращаясь в конечном счете в лягушат, сами по себе.

Стеклянные лягушки в основном наземные виды, которые живут во влажных горных лесах. Ниже в горах, где погода теплее, эти леса называют тропическими джунглями. В более холодных районах выше по склонам, их называют тропическими дождевыми лесами. Обе области получают хорошее количество дождя, поэтому в них очень влажно. Большинство стеклянных лягушек живет среди деревьев и растений, расположенный по берегам горных потоков. Их головастики живут и развиваются в медленных водах ручьев. Лягушка Пичинча, например, живет в дождевых лесах высоко на горах, на высотах 6430 7870 футов (1960 до 2400 метров) над уровнем моря. Никарагуанские лягушки выбирают влажные леса, которые не заходят так далеко вверх. Она живет около 328 до 4921 футов (100 до 1500 метров) над уровнем моря. Стеклянная лягушка Флейшмана опускается еще ниже, обитая на склонах гор, до 200 футов (60 метров) над уровнем моря, хотя и могут жить выше, чем 4790 футов (1460 метров) над уровнем моря. Каждый из этих трех видов делает своим домом растения и деревья, произрастающие по берегам ручьев. Некоторые люди думают, что несколько видов стеклянных лягушек, особенно те, которые выживают в Мексике, могут в состоянии обитать в местах, находящихся вдали от водных потоков, живя в мокрых растениях, таких как бромелиевых, которые растут на стволах деревьев. Бромелии часто имеют перекрывающиеся листьев в форме чашки, где могут удерживать дождевую воду. Если вода достаточно глубокая, не стекает и не высыхает, головастики могли бы выжить и развиваться в лягушат. Пока, однако, головастики только одного вида, известного под своим научным названием Centrolene buckleyi, были обнаружены живущими в бромелиевых.

Из 134 видов этого семейства, Всемирный союз охраны природы (МСОП) считает, шестьдесят, которые находятся под угрозой, и еще сорок девять, по которым недостаточно данных, что означает, имеется слишком мало информации, чтобы сделать суждение об угрозе исчезновения. Из шестидесяти видов риска, шесть находятся под угрозой высокого риска исчезновения в дикой природе. К ним относятся Centrolene ballux, Centrolene gemmatum, Centrolene Heloderma, Centrolene puyoense, Cochranella anomala и Hyalinobatrachium crybetes. Многие из стеклянных лягушек мало известны и не имеют общих имен в английском и русском языках. Две из них, Centrolene ballux и Centrolene Heloderma, потеряли восемьдесят процентов своей численности в очень короткое время. Centrolene ballux, которая живет в Колумбии и Эквадоре, стала очень редкой в обеих странах, а в Эквадоре их вообще никто не встречал в последние годы (с 1989 года). Centrolene Heloderma также живет в Эквадоре и Колумбии, но никто не видел их в Эквадоре с 1979 года.

Исчезновение этих лягушек может быть связано с глобальным потеплением. Так как температура изменились, небо уже не так облачно как это было раньше в среде обитания стеклянных лягушек, соответственно число дождей уменьшилось. А без облаков и осадков, погода может в недалеком будущем стать слишком сухой для нормальной жизни лягушек. Кроме того, в местах обитания этих лягушек люди вырубают леса для строительства домов, ведения хозяйства, а участившиеся лесные пожары также ведут к уничтожению лесов.

Другие четыре вида стеклянных лягушек находятся в критическом состоянии так как живут на очень небольших площадях, имея ограниченный ареал. Один вид проживает на территории Гондураса, а остальные три в Эквадоре. В каждом случае, лесные местообитания лягушек были разрушены в целях использования для нужд сельского хозяйства. Леса, только в которых было сконцентрировано все население Centrolene puyoense были вырублены полностью а земля очищена от древесной растительности еще в 1996 году. Кроме того, шестнадцать видов находятся в критическом состоянии под угрозой исчезновения и налицо очень высокий риск их исчезновения в дикой природе. Двадцать девять видов является уязвимыми, они также сталкиваются с высоким риском исчезновения в дикой природе, а девять - находятся вблизи угрозы исчезновения, и рискует стать под угрозой исчезновения в будущем.

Потеря среды обитания и возможно инфицирование хитридиевым грибком, вероятно, являются причиной основных проблем для этих лягушек. Другие, по всей видимости, весьма редки, но ученые не уверены в том, как много особей на самом деле живет в дикой природе. Стеклянные лягушки трудно заметить ночью, когда они активны, и днем, когда они сидят неподвижно на листьях. Кроме того, многие виды проводят почти все свое время высоко в кронах деревьях и других труднодоступных местах. Как пример, отметим вид, известных под своим научным названием Cochranella Luminosa. Эта стеклянная лягушка обитает на западных склонах Анд в Колумбии, где она живет на вершинах деревьев.

В последнее время ученые начали изучать верхушки деревьев, так называемый полог леса, с помощью канатов и высоких платформ. С помощью этих новых методов, удасться несравненно больше узнать о жизни лягушек, а также другие видов растений и животных в кронах деревьев.

Люди редко видят стеклянных лягушек в диком состоянии или как домашних животных в торговой сети. Защитники окружающей среды особенно заинтересованы в сохранении жизни этих маленьких лягушек, потому что они могут быть хорошими биоиндикаторами. Биоиндикатор - это живой объект, который дает ключ к характеристике здоровья того местообитания, где он живет. Таковыми могут быть стеклянные лягушки, которые живут во влажных тропических лесах, на которые влияет глобальное потепление. Как погода Земли изменяется, некоторые из этих лесов становятся слишком сухими, что для лягушек делает жизнь трудной, как и для ряда других растений и животных. Наблюдая за лягушками, ученые могут узнать, к каким проблемам может привести глобальное потепление.