Саламандры = Salamandra Laurenti. Настоящие саламандры: Salamandridae Gray, 1825 = Настоящие саламандры: фото, изображение, питание, добыча, образ жизни, размножение, икра,

Альпийская [чёрная] саламандра = Salamandra atra Laurenti

Вид: Salamandra atra Laurenti = Альпийская [чёрная] саламандра

САЛАМАНДРА ЧЁРНАЯ (Salamandra atra) или альпийская, похожа на пятнистую, но отличается от нее более стройным телосложением, однотонной, без пятен, блестяще-черной - окраской. Общая длина — 13—18 см.

Распространена черная саламандра в Альпах и прилежащих горных цепях на высоте, от 600 до 3000м. Держится по берегам горных ручьев под защитой кустарников и камней. Как и пятнистая саламандра, живородяща, однако всего две развивающиеся личинки проходят в материнском теле все стадии развития до полного метаморфоза включительно, что продолжается около года.

Из яичников в яйцеводы самки поступает 30—40 яиц, но развиваются только два яйца (по одному в каждом яйцеводе), а остальные яйца сФотоливаются в общую желточную массу, идущую на питание развивающихся зародышей. Вначале, в лицевых оболочках, зародыши питаются желтком собственных яиц, а покинув оболочки, плавают в общей желточной массе и поедают ее, целиком используя к моменту рождения. Жабры у зародышей черной саламандры, когда они плавают в желточной массе, чрезвычайно большие и сильно ветвистые, по длине превышающие половину длины личинки, но к моменту рождения они исчезают. П. Каммерерув его известных опытах удалось вырастить личинок черной саламандры в воде, вынув их из яйцеводов самки на стадии, соответствующей стадии рождения личинок у пятнистой саламандры. Позднейшие наблюдения показали, что черная саламандра у нижней границы своего распространения в горах иногда откладывает в воду не полностью развитые личинки, которые доразвиваются и метаморфизируют в воде.

П. Каммерер показал также, что при температуре ниже 12° у пятнистой саламандры также задерживается рождение молодых и они проходят в яйцеводах часть развития, которое обычно совершают в водоемах. Своими опытами П. Каммерер хотел доказать, что особенности биологии, в том числе и размножения, формируются под влиянием внешних условий и являются приспособительными.

Саламандра альпийская (Salamandra atra)

Благодаря своим уникальным способностям приспособляться к среде обитания альпийская саламандра давно попала бы уже в книги рекордов. Во-первых, она является единственным обитающим в Европе видом амфибий, производящих на свет живых детенышей (обычно всего две личинки); во-вторых, личинки, в зависимости от климатических условий, могут оставаться в материнском теле до 3-х лет. Физиология размножения у саламандр необыкновенно пластична и может сильно изменяться внутри одного и того же вида. Другой отличительной особенностью саламандр является тот факт, что их детеныши с возрастом сохраняют стратегию размножения, которую их родительница приобрела в новых условиях.

Альпийская саламандра распространена в горах на высоте от 600 до 3 000 м над уровнем моря. Она предпочитает влажные места и держится обычно по берегам горных ручьев под защитой кустарников и камней. Общая длина достигает 16 см, имеет блестяще-черную окраску. Питается жуками, пауками и многоножками.

В начале прошлого века в теории эволюции преобладало два течения: дарвинизм и ламаркизм. Первое основано на признании того, что эволюция есть результат естественного отбора случайных наследственных изменений. Согласно же ламаркизму, эволюция является результатом прямого приспособления организма к условиям среды, причем возникшие в ответ на изменения среды изменения организма передаются по наследству.

Благодарной моделью для экспериментов такого рода, поставленных Каммерером, послужили широко распространенные в Европе саламандры (Salamandra). Эти хвостатые земноводные представлены здесь двумя видами: обыкновенной и альпийской. Обыкновенная саламандра живет в горах и холмистых местностях Центральной и Западной Европы, Ближнего Востока, Малой Азии и Северной Африки. В отличие от большинства земноводных, она не откладывает икру, а рождает живых личинок с наружными жабрами, которые до этого развиваются в расширенных яйцеводах самки. Спаривание саламандр происходит обычно весной, а в следующем году весной или в начале лета, самки приходят к ручьям и другим проточным или полупроточным водоемам с чистой водой. Каждая самка рождает в воду от 10 до 50 личинок, которые дышат в основном жабрами и потому вне водоемов жить не могут. Со временем они теряют жабры и выходят на сушу.

Альпийская саламандра живет только в высокогорьях Альп. В отличие от обыкновенной, она рождает полностью сформировавшихся, готовых к жизни на суше и относительно крупных детенышей, все эмбриональное и личиночное развитие которых, включая метаморфоз, происходит в яйцеводах самки. Поскольку это длится долго и требует много энергии, у альпийской саламандры рождается, по сравнению с саламандрой обыкновенной, гораздо меньше детенышей – обычно всего два.

Суть экспериментов Каммерера состояла в том, чтобы в течение ряда поколений разводить обыкновенных саламандр в холодных и сухих условиях, имитирующих альпийский климат, а альпийских саламандр, наоборот, – в условиях, имитирующих теплый и влажный климат предгорий и равнин. Обыкновенные саламандры в условиях, напоминающих климат альпийских высокогорий, в конце концов стали рождать двух полностью сформированных молодых потомков. А альпийские саламандры, помещенные в условия теплого и влажного климата, стали рождать личинок в воду, причем их число увеличивалось от помета к помету. Второй, особенно важной частью опыта, было выращивание рожденных в этих необычных условиях потомков до стадии половой зрелости и последующее их разведение. Это заняло несколько лет. Приобретенные признаки передавались по наследству, а не вырабатывались каждый раз заново.

Другой эксперимент с обыкновенной саламандрой был связан с возможностью изменения ее окраски. Обыкновенная саламандра – очень красивое животное: по ее черному телу разбросаны большие желтые и оранжевые пятна. При этом известно, что при выращивании саламандры в условиях светлого фона желтый рисунок проявляется сильнее, а при выращивании на темном фоне – слабее. Целью опытов Каммерера стала попытка выяснения наследования изменений окраски особей, выращивавшихся на разном субстрате. Одна группа саламандр выращивалась на черной почве, а другая на желтой. Эксперимент длился 11 лет! Согласно сообщению исследователя, в первой группе желтые пятна постепенно уменьшались и по достижении половой зрелости, в возрасте около 6 лет, стали очень маленькими. Во второй группе желтые пятна, напротив, увеличивались и превратились в желтые полосы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что указанные изменения окраски определяются не прямым химическим или фотохимическим действием среды, а реализуются через центральную нервную систему животного. Однако сенсационные данные были получены во второй части опыта по наследованию приобретенного признака. Потомство саламандр, адаптированных к черному цвету, выращиваемое на черной почве, родилось с единственным рядом мелких желтых пятен вдоль середины спины, которые оказались мельче, чем у родителей, и почти исчезли по мере роста саламандр. Напротив, потомство родителей, адаптированных к желтому цвету, помещенное на желтую почву, родилось с двумя симметричными рядами желтых пятен, которые позже объединились в две широкие желтые полосы. В третьем поколении саламандры сверху были окрашены в "однообразный канареечно-желтый цвет".