Хвостатые амфибии, тритоны, саламандры, земноводные бесхвостые, саламандры, жабы, квакши, лягушки, тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Класс: Amphibia = Земноводные

Видовой состав хвостатых (тритоны и саламандры) - ч.1

ПЯТНИСТАЯ, или ОГНЕННАЯ, САЛАМАНДРА (Salamandra salamandra)

Населяет Среднюю и Южную Европу, Северную Африку (Алжир, Марокко) и западную часть Малой Азии. Обитает на Украине в горных и предгорных районах Карпат.

Общая длина саламандры до 25-28 см, обычно около 20-22 см, из которых меньше половины приходится на хвост.

Живет от предгорий до 2000 м над уровнем моря. Держится по лесистым склонам, берегам горных рек и ручьев, в заваленных буреломом буковых лесах. Избегает сухих и открытых мест. Выходит кормится в сумерки и ночью, но в дождь, когда влажность высокая, покидает убежища и днем. Весьма устойчива к низким температурам, и холодное оцепенение наступает у нее при температуре 2-4°. Зимуют под корнями деревьев, в трухлявых пнях, под кучами листьев, где могут собираться по нескольку десятков в одном месте.

Кормится различными беспозвоночными, в первую очередь дождевыми червями, голыми слизнями, мокрицами, кивсяками, насекомыми.

АЛЬПИЙСКАЯ, или ЧЕРНАЯ, САЛАМАНДРА (Salamandra atra)

Распространена в Альпах и прилежащих горных цепях на высоте от 600 до 3000 м. Держится по берегам горных ручьев под защитой кустарников и камней.

Общая длина - 13-18 см.

Как и пятнистая саламандра, живородяща, однако всего две развивающиеся личинки проходят в материнском теле все стадии развития до полного метаморфоза включительно, что продолжается около года.

КАВКАЗСКАЯ САЛАМАНДРА (Mertensiella caucasica)

Живет в Западном Закавказье и прилежащих частях Передней и Юго-Западной Азии, на высоте от 500 до 2800 м.

Это сравнительно небольшая, длиной до 19 см, стройная саламандра, с длинным хвостом.

Держится около горных рек и ручьев, днем скрывается под камнями, ветвями кустарников и в расщелинах почвы. Активна ночью, когда кормится дождевыми червями, бокоплавами, мокрицами, многоножками, моллюсками, насекомыми и их личинками. Любит лежать в мелкой воде, выставив наружу голову.

В июне в тихие запруды горных ручьев, где температура воды 12-14°, откладывает около 90 крупных яиц, 5-6,5 мм в диаметре.

ЛУЗИТАНСКАЯ САЛАМАНДРА (Chioglossa lusitanica)

Обитает на севере Пиренейского полуострова, также вполне сухопутный вид, обитающий в тенистых лесах. Проворно бегает, подобно ящерице, и даже может прыгать с камня на камень. Язык лузитанской саламандры, прикрепленный передним концом, как у лягушек, выбрасывается вперед на 2-3 см.

ОЧКОВАЯ САЛАМАНДРА (Salamandrina terdigitata)

Обитает в Северной и Средней Италии.

Как и предыдущий вид, бывает в воде короткий период, ранней весной, во время откладки яиц. Подобно лузитанской саламандре, скрывается в сухие летние месяцы и, возможно, впадает в летнюю спячку. Напротив, зимняя спячка очень непродолжительна, и в некоторые годы саламандрыбывают активны всю зиму.

ГИМАЛАЙСКАЯ САЛАМАНДРА

(Tylototriton verrucosus)

Распространена в Юго-Восточной Азии, главным образом в высокогорных областях. Перепонок между пальцами не имеет, у нее слабо развиты плавниковые складки хвоста, и, вероятно, она ведет наземный образ жизни.

КРАСНОХВОСТАЯ САЛАМАНДРА (Tylototriton kweichowensis)

По образу жизни близка к предыдущему виду.

ДВУЛИНЕЙНАЯ САЛАМАНДРА

(Eurycea bislineata)

Распространена от Канады до Южной Каролины.

Достигает длины 7-8 см.

Взрослые саламандры живут по сырым берегам, держатся под камнями или упавшими деревьями. С января по апрель они бывают в водоемах, где под камнями откладывают яйца. Каждая самка откладывает около 30 яиц диаметром 2,5-3 мм. Личинки при выклеве имеют длину около 12 мм. Они живут в водоеме 2-3 года и метаморфизируют при длине 65-70 мм.

ТРЕХЛИНЕЙНАЯ САЛАМАНДРА (Eurycea guttolineata)

Сходна по образу жизни с предыдущим видом.

ДЛИННОХВОСТАЯ САЛАМАНДРА (Eurycea longicauda)

ПЕЩЕРНАЯ САЛАМАНДРА (Eurycea lucifuga)

Живет в известковых районах, держась у входов в пещеры, и хорошо лазает по стенкам, используя свой длинный хвост.

КАРЛИКОВАЯ САЛАМАНДРА (Eurycea quadridigitatus)

Распространена на юго-востоке США.

У нее только 4 пальца на задних конечностях, и ее длина всего 7 см, из которых почти две трети приходится на хвост.

Летом и осенью она живет по берегам рек в болотистых лесах, а в декабре уходит в воду, где держится до конца февраля. Самка откладывает около 50 яиц, прикрепляя их по одиночке или группами к подводным растениям. В марте выклевываются личинки, через 2-3 месяца они метаморфизируют и выходят на берег.

ФотоГОРНЫЙ ЛОЖНЫЙ ТРИТОН (Pseudotriton montanus)

Лето проводит в воде, а с ноября по январь живет на суше, где откладывает яйца в лесную подстилку.

КРАСНЫЙ ЛОЖНЫЙ ТРИТОН (Pseudotriton ruber)

В отличии от предыдущего вида, зиму проводит в холодных ручьях, а лето на берегу.

ВЕСЕННЯЯ САЛАМАНДРА (Gyrinophilus porphyriticus)

Распространена в восточных штатах США.

Длина тела 12-30 см.

Живет в ручьях. Взрослые откладывают яйца в воде под камнями с апреля по август. В каждой кладке от 44 до 132 яиц диаметром 3,5 мм. Личинки живут в воде около 3 лет, после чего метаморфизируют и покидают водоем.

ПРИБРЕЖНАЯ САЛАМАНДРА (Stereochilus marginatus)

Распрстранена в прибрежных районах Атлантического побережья США, интересна тем, что постоянно живет в воде и даже у взрослых особей прибрежной саламандры на голове сохраняются органы боковой линии.

ПОДЗЕМНАЯ САЛАМАНДРА (Typhlotriton spelaeus)

Обитает в бассейне Миссури.

Личинки ее живут в горных потоках, имеют нормальную пигментацию кожи и хорошо развитые глаза. После метаморфоза саламандры уходят в подземные потоки и становятся белыми или слегка розоватыми, глаза у них закрываются кожей и едва просвенчивают.

Длина тела 12-14 см.

ТЕХАССКАЯ СЛЕПАЯ САЛАМАНДРА (Typhlotriton rathbuni)

Найдена в артезианских колодцах и глубоких пещерах Техаса.

Очевидно, это неотеническая личинка, потерявшая способность метаморфизировать. У нее всю жизнь сохраняются наружные перистые жабры.

ДЖОРДЖИНСКАЯ САЛАМАНДРА (Haideotriton wallacei)

Длина тела около 7,5 см.

ТЕМНАЯ САЛАМАНДРА (Desmognathus fuscus)

Распространена в восточной половине Северной Америки.

Эту темно-коричневую саламандру около 10 см длиной легко можно найти под опавшими листьями во влажных тенистых местах. Активны в сумерки и ночью, когда, покидая убежища, кормятся дождевыми червями, многоножками, моллюсками, мокрицами и насекомыми. В июле - августе бывает период размножения. Самец своим подбородком, где расположены особые железы, выделяющие секрет, возбуждающий самку, трется о морду самки. После этого он передает ей в клоаку сперматофор. Спустя некоторое время самка откладывает 12-26 яиц, диаметром 3 мм, в углубления почвы или под камнями. Она обвивает кладку своим телом и не покидает яйца до момента выклева личинок.

ТЮЛЕНЕВАЯ САЛАМАНДРА (Desmognathus phoca)

Живет в горах от Пенсильвании до Алабамы и в августе откладывает под моховой покров от 12 до 30 яиц, которые самка оберегает.

ЧЕРНОБРЮХАЯ САЛАМАНДРА (Desmognathus quadramaculatus)

Обитает в горах Вергинии и Джорджии.

Скрывается при опастности в горных потоках. Она хорошо плавает и ныряет. Это одна из самых крупных безлегочных саламандр, достигает длины 15-19 см.

КРОХОТНАЯ САЛАМАНДРА (Desmognathus wrighti)

Длина тела всего около 5 см.

Живет постоянно среди опавшей листвы в лесах Виргинии и Северной Каролины

ОБЫКНОВЕННЫЙ ТРИТОН

(Triturus vulgaris)

Распространен от Франции, Англии и южной Швеции до Западной Сибири включительно..

Общая длина достигает 11 см, обычно около 8 см, из которых примерно половина приходится на хвост.

Обитает в лиственных и смешанных лесах, а также в лесостепи, где придерживается кустарников, балок, парков и других затененных мест.

Весну и начало лета, т. е. растянутый период размножения, проводит в водоемах, переселяясь потом на сушу. Водоемы, которые выбирают тритоны, представляют собой мелкие озера, старицы, пруды, канавы, ручьи, наполненные водой ямы. Покинув водоемы, тритоны держатся по наиболее влажным тенистым местам.

Корма тритонов резко отличаются по составу в период их водного и наземного существования. Обитая 1,5-3 месяца в воде, тритоны кормятся личинками комаров (долгоножек, кусак, толкунцов). Большое значение в питании тритонов могут иметь низшие ракообразные (равноногие, ветвистоусые и другие рачки). В период пребывания на суше, до ухода на зимовку, тритоны кормятся многоножками, панцирными клещами, дождевыми червями, гусеницами, насекомыми.

ГРЕБЕНЧАТЫЙ ТРИТОН (Triturus cristatus)

Распространен почти по всей Европе, за исключением Пиренейского полуострова и севера Скандинавии, однако не проникает так далеко на восток, как предыдущий вид..

Достигает 18 см длины (чаще 14-15 см).

Весну и начало лета проводит в водоемах, переселяясь с середины июня на сушу. Покинув водоем, гребенчатые тритоны скрываются днем в трухлявых пнях, под корой упавших деревьев, в ямах с песком и опавшими листьями, в норах грызунов. В воде активен как днем, так и ночью. На суше активен только ночью.

В воде кормятся водными жуками (плавунцами, вертячками, водолюбами). Большое значение в питании имеют моллюски, особенно горошинки. На суше кормятся мало.

Самка откладывает от 80 до 600, чаще около 150-200 яиц, прикрепляя их поодиночке или короткими цепочками из 2-3 яиц с нижней стороны плавающих в воде листочков, веток и других предметов.

Личинка выклевывается через 13-15 дней, имея длину 9-10 мм. У нее хорошо видны зачаточные передние конечности, окруженный плавательной перепонкой хвост, а по бокам головы перистые жабры и парные длинные выросты - балансиры.

КАРПАТСКИЙ ТРИТОН (Triturus montandoni)

Распрострванен в Карпатах и прилежащих горных странах. Обитает от предгорий до наиболее высоких вершин Карпат. Живет по влажным, затененным склонам гор и сырым понижениям на безлесных полонинах.

Общая длина около 8 см, из которых половина приходится на хвостт

Наиболее типичные водоемы, где поселяются тритоны на период размножения, - мелководные затоны по берегам горных рек, большие лужи талой воды на склонах гор, водопойные колодцы с ключами на дне, реже озера и водохранилища.

На суше держатся по влажным, затененным местам лесной зоны, скрываясь днем в лесной подстилке, моховом покрове, в старых пнях, под колодами, в кучах камней.

В воде кормятся главным образом личинками комаров-дергунов, в небольшом количестве едят дафний, веслоногих рачков, личинок ручейников, долгоножек, плавунцов и т. д. На суше поедает мелких жуков, пауков, дождевых червей и других наземных беспозвоночных.

Откладка икры начинается в конце апреля - начале мая, а высоко в горах - в начале июня. Одна самка откладывает от 100 до 250 яиц диаметром 2,2-2,8 мм. Икра развивается около 30 дней при температуре 15-17°. В воде личинка развивается около трех месяцев и заканчивает метаморфоз, достигнув 40-42 мм длины.

АЛЬПИЙСКИЙ ТРИТОН (Triturus alpestris)

Распространен в Средней Европе от Центральной Испании, Севрной Италии и Греции на север до Дании и на восток до Карпат включительно.

Длина около 9 см.

В водоемах появляется в марте, апреле или начале мая, в зависимости от высоты. Покидает водоем в конце июля - в августе. Зимует на суше, в лесной подстилке, под камнями, упавшими стволами деревьев.

МРАМОРНЫЙ ТРИТОН (Triturus marmoratus)

Распространен в Португалии, Испании и франции.

По образу жизни сходен с обыкновенным тритоном.

НИТЕНОСНЫЙ ТРИТОН (Triturus helveticus)

Распространен в Испании, Франции, Швейцарии, Бельгии и Германии..

Интересен некоторыми особенностями своего строения. На притупленном конце хвоста выдается длинный нитевидный отросток, по обеим сторонам хребта тянутся продольные валики, пальцы задних ног соединены плавательной перепонкой.

ИСПАНСКИЙ ТРИТОН Triturus boscai)

По образу жизни близок к обыкновенному тритону.

МАЛОАЗИАТСКИЙ ТРИТОН (Triturus vittatus)

Распространен на Западном Кавказеи в Малой Азии, где живет на высотах 600-2750 м, проводя, видимо, круглый год в воде, где и зимует. Предпочитает чистые, проточные водоемы с богатой водной растительностью на высотах около 1000 м. После зимовки появляется в конце марта и в апреле откладывает икру. Личинки метаморфозируют, имея длину 28-32 мм.

ИСПОЛИНСКАЯ САЛАМАНДРА (Megalobatrachus japonicus)

Распространена в горных реках центральной части Восточного Китая и в Японии.

Это самое крупное современное земноводное достигает 160 см длины.

Живет в среднем течении быстрых горных рек и ручьев. Под крупными камнями или подмытыми нависающими берегами она проводит все светлое время суток. Кормится ночью и пищу, состаящую из лягушек, ракообразных, рыб и насекомых, отыскивает при помощи обоняния, медленно передвигаясь по дну. Притаившись, она часто подстерегает добычу и хватает ее быстрым боковым движением головы, после чего удерживает жертву челюстями, вооруженными мелкими зубами.

В августе - сентябре самка откладывает несколько сотен относительно мелких яиц диаметром 6-7 мм. Развитие икры при температуре около 12° длится 60-70 дней.

ДЛИННОХВОСТЫЙ КОГТИСТЫЙ ТРИТОН (Onychodactylus fischeri)

Распространен на юге Приморского и Хабаровского краев, в Северо-Восточном Китае и Корее.

В длину достигает 15 см, из которых половина приходится на хвост.

Обитает в прозрачных горных ручьях, протекающих среди леса там, где много ключей. Места обитания когтистого тритона характеризуются низкими температурами (6-11°). большой влажностью воздуха и сильной затененностью.

До наступления темноты тритоны прячутся под камнями в воде или на берегу и только ночью выходят кормится бокоплавами, многоножками, кивсяками, мелкими моллюсками, личинками двукрылых, жуками и другими водными и прибрежными беспозвоночными животными.

ЯПОНСКИЙ КОГТИСТЫЙ ТРИТОН (Onychodactylus japonicus)

Это единственная разновидность безлегочных тритонов в Японии (Херосима).

У личинок имеются развитые когти и перепонки на конечностях, как результат адаптации к жизни в проточной воде.

Обитает в лесах возле прохладных протоков, в основном выше 900 м над уровнем моря.

АФГАНСКИЙ ГОРНЫЙ ТРИТОН (Batrachuperus mustersi)