Хвостатые амфибии: протей, амбистома, углозуб, сирен, земноводные бесхвостые, саламандры, жабы, квакши, лягушки, тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Видовой состав хвостатых (прочие виды) - ч.2

ИСПОЛИНСКАЯ САЛАМАНДРА (Megalobatrachus japonicus)

Распространена в горных реках центральной части Восточного Китая и в Японии.

Это самое крупное современное земноводное достигает 160 см длины.

Живет в среднем течении быстрых горных рек и ручьев. Под крупными камнями или подмытыми нависающими берегами она проводит все светлое время суток. Кормится ночью и пищу, состаящую из лягушек, ракообразных, рыб и насекомых, отыскивает при помощи обоняния, медленно передвигаясь по дну. Притаившись, она часто подстерегает добычу и хватает ее быстрым боковым движением головы, после чего удерживает жертву челюстями, вооруженными мелкими зубами.

В августе - сентябре самка откладывает несколько сотен относительно мелких яиц диаметром 6-7 мм. Развитие икры при температуре около 12° длится 60-70 дней.

АЛЛЕГАМСКИЙ СКРЫТОЖАБЕРНИК

(Cryptobranchus alleghaniensis)

Обитает в центральных районах и юго-восточной части Северной Америки.

Размеры его достигают 60-68 см, из которых одна треть приходится на хвост.

Живет в быстро текущих реках, но на мелких, порожистых, каменистых местах. Днем, за исключением времени размножения, лежит под камнями; ночью охотится за червями, моллюсками, раками, лягушками и рыбами. На поверхность воды поднимается редко.

Спаривание происходит в конце августа - начале сентября. В это время самцы строят гнезда под большими плоскими камнями или скалами в воде, привлекая самок. Самка откладывает 300-450 яиц в виде четкообразных, перепутанных между собой шнуров. Развитие яиц продолжается 68-84 дня, и только что вылупившаяся личинка имеет длину около 30 мм

СИБИРСКИЙ УГЛОЗУБ

(Hynobius keyserlingi)

Распространен на Камчатке, Курильских островах, Сахалине, в Японии, во всей Сибири.

Размеры достигают 12-13 см, но чаще бывают 8-9 см, на которых меньше половины приходится на хвост.

Тесно связан с таежными лесами и в тундру проникает только по пойменным лесам.

Приспособление к жизни в зоне вечной мерзлоты состоит у сибирского углозуба в очень большой стойкости к низким температурам. Молодые углозубы переносили в експерименте переохлаждение ло -6°.

За исключением короткого периода размножения, взрослые тритоны всю жизнь проводят на суше, в прибрежной полосе водоема, обычно в 2-5 м от воды. Днем они скрываются под упавшими деревьями, в пнях, под лесной подстилкой.

Врагов у тритонов мало, только вороны чаще других поедают их, отыскивая на берегу. Среди паразитов отмечены нематоды Rhabdias, которыми иногда бывают сплошь забиты легкие животных.

ХОККАЙДСКИЙ УГЛОЗУБ

(Hynobius retardatus)

Обитает в Северной Японии, на острове Хоккайдо.

Длина тела с хвостом до 18,5 см.

В отличие от сибирского углозуба, типичного обитателя низменности, хоккайдский углозуб живет среди холмов и сопок. В период размножения обитает в более чистых водоемах и более многочислен. Размножающиеся особи образуют большие скопления. Они откладывают икру в виде парных спирализованных слизистых мешков на ветки, травинки, даже бетонные стенки водоемов.

ЦУСИМСКИЙ УГЛОЗУБ

(Hynobius tsuensis)

Распространен в Японии.

Зимует на суше, чаще в гниющих стволах упавших деревьев. В мягкой и теплой трухе сухой березы удавалось находить до 200 этих животных. Заползают они и в всевозможные трещины и щели в почве, иногда очень глубоко.

Весной, как только сходит снег, идут в воду для размножения. Предпочитают небольшие лесные водоемы глубиной до 1-2 м, хорошо прогреваемые.

КОРЕЙСКИЙ УГЛОЗУБ

(Hynobius leechii)

По образу жизни схож с предыдущими видами.

КИТАЙСКИЙ УГЛОЗУБ

(Hynobius chinensis)

Общая длина тела около 10 см.

СЕМИРЕЧЕНСКИЙ ЛЯГУШКОЗУБ

(Ranodon sibiricus)

Распространен только в горах Джунгарского Алтау (Тянь-Шань).

Это довольно крупный тритон достигает 20 см, из которых немного более половины приходится на хвост.

Живет в мелких каменистых ручьях с быстрым течением и водопадами. В больших реках редки ; редко их можно встретить и на суше, где они бывают, вероятно, только на пути из водоема в водоем. Животные весьма устойчивы к низким температурам и при температуре около 0° не теряют активности. Плохо переносят длительное воздействие прямых солнечных лучей, стремясь уйти в тень.

Основная пища лягушкозубов состоит из личинок (70-75%) и бокоплавов (18%), в небольшом количестве они поедают пауков, жуков, червей и личинок двукрылых.

Оплодотворение наружное и происходит весьма своеобразно. Самцы приклеивают сперматофоры к нижней поверхности висящего в воде камня, реже к ветвям кустов, опущенных в воду. Затем привлекают самок играми, и самка вскоре к основанию сперматофора прикрепляет слизистый мешок с икрой. Слизистый субстрат в месте соединения сперматофора с икряным мешком и служит той средой, по которой из сперматофора спускаются вниз сперматозоиды, оплодотворяющие яйца.

ТИГРОВАЯ АМБИСТОМА

(Ambystoma tigrinum)

Распространена в Северной Америке от Северной Мексики до Канады.

Длина тела достигает 28 см, из которых около половины приходится на хвост.

Взрослые амбистомы живут по берегам озер, прудов, реже рек, днем скрываются в норах грызунов. Ночью кормятся червями, насекомыми, моллюсками и другими беспозвоночными. Ранней весной, а на юге в конце зимы и вторично летом амбистомы уходят в водоемы для размножения. Самки захватывают клоакой сперматофоры, отложенные самцами, и откладывают икряные мешки, содержащие от десятка до 200-500 яиц диаметром 1,9-2,6 мм.

Развитие яиц в природе занимает чаще 24-30 дней, и выклевывающиеся личинки имеют длину 13-17 мм. Развитие личинок в воде продолжается 75-120 дней; они метаморфизируют и покидают водоем, достигнув 80-86 мм. В горах личинки развиваются около года. Однако очень часто, а у некоторых подвидов как правило личинки продолжают расти, у них развиваются половые органы, и они размножаются в личиночной стадии. Такое явление получило название полной неотении. Размножающиеся личинки амбистом называются аксолотлями.

МРАМОРНАЯ АМБИСТОМА

(Ambystoma opacum)

Широко распространена в Северной Америке от Флориды до Великих озер.

Эта небольшая, длиной 10-12 см, амбистома интересна тем, что живет на суше, часто ее находят в дуплах деревьев. В отличие от других амбистом размножается осенью. В сентябре - октябре откладывает яйца на суше, а не в воду и не в целом икряном мешке, а отдельными комками икры. Местом откладки служат небольшие ямки в лесу, среди лесной подстилки. Самка, отложив 50-200 яиц, остается их сторожить.

Половозрелость наступает в возрасте 15-17 месяцев.

УЗКОРОТАЯ АМБИСТОМА

(Ambystoma texanum)

Распространена от Северо-Восточного Огайо на запад до Миссури и Восточной Небраски. Северная граница ареала - Юго-Восточный Мичиган; южная граница - Западная Кентуки и Тенесси.

Средняя длина тела 11-17,8 см.

Питается насекомыми, моллюсками и червями.

АМБИСТОМА ДЖЕФФЕРСОНА

(Ambystoma jeffersonianum)

Распространена на юге штата Нью Инглэнд, вплоть до Индианы, Кентуки, Западной Вирджинии.

Средняяя длина тела 10,7-21 см.

Питается насекомыми и другими беспозвоночными.

ПЯТНИСТАЯ АМБИСТОМА

(Ambystoma maculatum)

Распространена в Северной Америке (Канада, США).

Длина тела 150-196 мм.

СЕВЕРОЗАПАДНАЯ АМБИСТОМА

(Ambystoma gracile)

КАЛИФОРНИЙСКАЯ ТИГРОВАЯ АМБИСТОМА

(Ambystoma californiense)

Распространена в штате Калифорния.

Длина тела самцов 80-108 мм; самок 79-118 см.

Личинки питаются водными беспозвоночными. Взрослые особи поедают земляных червей.

МЕКСИКАНСКАЯ АМБИСТОМА

(Ambystoma mexicanum)

КРОТОВИДНАЯ АМБИСТОМА

(Ambystoma talpoideum)

Распространена по побережью Южной Атлантики от штатов Северная Каролина и Луизиана до Северного Иллонойса, а также в Оклахоме, Арканзасе и Техасе.

Достигает длины всего 8,5-9,5 см.

Интересна тем, что, кроме короткого сезона размножения (в январе-феврале), все время проводит роясь в земле, откуда и получила свое название. Яйца откладывает в мелкие временные водоемы среди соснового леса.

ТИХООКЕАНСКАЯ АМБИСТОМА

(Dicamptodon ensatus)

Распространена в прибрежных районах от Британской Колумбии до Центрально Калифорнии.

Она крупнее своих сородичей и достигает 30 см длины.

Несмотря на свое массивное тело, хорошо лазает по деревьям. При испуге издает довольно громкий звук, напоминающий лай или короткий визг низкого тона.

Кроме различных беспозвоночных, поедает амбистом других видов, безлегочных саламандр, мелких лягушек, землероек, грызунов и даже мелких змей.

Откладывает около 100 яиц в глубокие трещины земли или норы грызунов. Самка обвивает кладку яиц своим телом.

АЙДАХАНСКАЯ АМБИСТОМА

(Dicamptodon aterrimus)

Обитает в горах на севере Айдахо и в Западной Монтане.

Длина тела 17-25 см.

ОЛИМПИЙСКАЯ АМБИСТОМА

(Rhyacotriton olympicus)

Обитает в прибрежных лесах крайнего запада Северной Америки от штата Вашингтон до северной части Калифорнии.

Эта небольшая, около 10 см, стройная и проворная амбистома живет по берегам каменистых ручьев, в которых скрывается от опастности. В связи с обитанием в прохладных и влажных местах у нее недоразвиваются легкие; они имеют вид очень маленьких тонкостенных мешков. Дышит эта амбистома главным образом за счет кожи и слизистой оболочки ротовой полости. Слизистые мешки с яйцами откладывает в быстрых ручьях.

КОЛУМБИЙСКАЯ АМБИСТОМА

(Rhyacotriton kezeri)

По образу жизни близка к предыдущему виду.

Общая длина тела 7,5-11,5 см.

БОЛЬШОЙ СИРЕН

(Siren lacertina)

Обитает в прудах, озерах, мелких канавах юго-восточной части США.

Тело длиной до 90 см.

Кормятся моллюсками, амбистомами, тритонами, головастиками. Откладывают яйца диаметром 3-4 мм небольшими порциями на подводные растения. Оплодотворение, вероятно, наружное.

КАРЛИКОВЫЙ СИРЕН

(Siren intermedia)

По образу жизни близок к предыдущему виду.

Длина тела около 35 см. Личинки при выклеве имеют длину около 12 мм. При развитии личинок их жабры вначале достигают значительных размеров, потом уменьшаются, а затем вновь разрастаются.

ПОЛОСАТЫЙ ГРЯЗЕВОЙ СИРЕН

(Pseudobranchus striatus)

Распространен на полуострове Флорида.

Имеет длину 15-20 см, живет в заболоченных прудах и озерах. Обладает всего одной парой наружных жабр и одной жаберной щелью с каждой стороны. На передних конечностях у него по 3 пальца. Яйца, диаметром 3,8-4,2 мм, откладывает небольшими порциями на водные растения.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОТЕЙ

(Proteus anguinus)

Обитает только в подземных водах Югославии.

Длина тела 25-30 см.

Всю жизнь протей проводит в полной темноте, в холодных ручьях и озерах пещер, при температуре около 10°.

Кормится в воде мелкими ракообразными и червями. На сушу не вылезает, но периодически поднимается на поверхность за воздухом. Несмотря на присутcтвие легких, одними ими дышать не может и, вынутый из воды, через несколько часов погибает.

Одна из интересных особенностей протея в том, что он воспринимает свет всей поверхностью кожи.

Самка приносит двух живых личинок длиной 9-12 мм.

АМЕРИКАНСКИЙ ПРОТЕЙ

(Necturus maculosus)

Распространен в восточной половине Северной Америки.

Размеры его от 16 до 43 см.

Живет в чистых озерах с песчаным дном и богатой растительностью. Активен ночью, когда разыскивает мелких ракообразных, червей, насекомых и их личинок, а также мелких рыбешек и головастиков.

Размножаются обычно в сентябре - ноябре, реже зимой или весной. Оплодотворение внутреннее: самка захватывает клоакой отложенный самцом сперматофор. Обычно в мае - июне происходит откладка нескольких десятков яиц, чаще под камнями или между ними.

АМФИУМА

(Amphiuma means)

Живет в прудах, озерах, канавах, рисовых полях и болотистых лугах юго-восточной части США.

Достигает 80-100 см длины и по форме тела напоминает угря.

Деятельна ночью, а светлое время проводит в укрытиях, чаще всего в норах раков или зарывается в ил. Кормится тритонами, головастиками, ракообразными, моллюсками, червями, водными насекомыми, реже рыбой.

Оплодотворение происходит, по одним данным, в феврале, по другим - в мае. Возможно, размножается дважды в год. В ноябре - феврале самка откладывает около 50 яиц на суше, но в укрытые и влажные места, обвивая их своим телом. Местом кладки яиц часто служат норы раков или старые норы водных млекопитающих в их верхней части, находящейся выше уровня воды. Инкубация длится около 5 месяцев, и личинки при выклеве имеют длину около 55 мм. Заканчивается метаморфоз примерно через 3 месяца, достигнув размера около 75 см