Жаба АГА (Bufo marinus). Мир Земноводных: жабы квакши, лягушки, тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Ага, жаба-ага: Bufo marinus

Вид: Bufo marinus (Linnaeus) = Ага, жаба-ага

Читать : Настоящие жабы   * Жаба-ага против...

У нас - и не только у нас - в стране эта амфибия известна под именем жабы аги (Bufo marinus). Долгое время считалось, что это самая крупная жаба в мире, судите сами: находили особей, достигавших 25-26 см в длину! Чуть позже, когда была открыта жаба Бломберга, пальма первенства перешла к ней, а ага стала второй по величине - ну и пусть. Этой представительнице бесхвостых амфибий и так есть чем похвастаться.

Например, в Мексике, при раскопке древних городов майя, у храмов-пирамид было обнаружено множество скелетов аг. Выяснилось, яд жаб - очень сильный, способный привести к смертельному исходу, попади он на слизистую или в кровь человека, - так вот, этот самый яд индейцы использовали как наркотик, для одурманивая жертв в религиозных ритуалах. Перед тем, как умертвить «избранного Богом», жрецы воздействовали на его сознание специально приготовленным веществом из жабьего яда, после чего жертва уже не пыталась бежать, даже не чувствовала боли.

Также известны попытки Д. Манникса использовать аг для охоты на птиц, хотя, признаться, подобное трудно представить.

Более широкое применение агам нашли австралийские фермеры, наивно полагавшие, что жабы помогут им избавиться от вредителей сахарного тростника. Подобная практика имела место раньше, но только в предыдущих случаях на плантации ввозили амфибий поменьше, которые предпочитают питаться насекомыми-вредителями, для аги же подобная мелочь «на один зуб», так что вместо предназначенных жертв они стали поедать местных грызунов и уничтожать аборигенную герпетофауну, проще говоря, австралийских редких змей, ящериц и лягушек. А когда ученые сообразили, что произошло, оказалось слишком поздно, и бороться с агами было не так просто. Проблема, кстати, не решена и по сей день.

Такое широкое распространение данного вида по всему земному шару никак не соотносится с редкостью этих жаб в террариумах отечественных любителей. Да и в зоопарках, кстати, тоже их встретишь не часто. И все-таки аги постепенно «проникают» в дома террариумистов, так что перейдем к практическим аспектам, расскажем о том, как содержать этих животных.

Для молодых амфибий, примерно 3-5-ти сантиметровой длины, достаточно небольшого террариума с подогревом - 25-28 градусов днем, чуть прохладнее ночью - и освещением. (Размеры мы не станем оговаривать намеренно. Каждый террариумист решает этот вопрос исходя из огромного количества условий: свободного места в квартире, наличия подходящих емкостей и т. д.).

В террариум необходимо поместить мох и периодически увлажнять его. Эта мера на первых порах позволит вашим жабятам вообще обходиться без специального бассейна, а поскольку животные этого возраста питаются в основном насекомыми, но при этом достаточно прожорливы, снимется одна существенная проблема. Дело в том, что прожорливость жабят не допускает возможности кормить их с пинцета, так или иначе создается ситуация, когда необходимо просто выпустить в террариум некоторое количество живого корма, большая часть которого скорее всего окажется в бассейне. Если же вы постоянно увлажняете мох, бассейне становится не нужен.

Со временем аппетит жабят требует уже чего-то более существенного, чем насекомые. Здесь стоит перевести амфибий на питание новорожденными крысами и мышами, а впоследствии - и взрослыми грызунами. Агрессивность аги в момент питания и ваше терпение сделают переход на другой рацион у животных менее сложным. Правда, следует помнить, что взрослая мышь может атаковать жабу и нанести ей травмы, поэтому рекомендуется парализовать ее (мышь), перебив перед скармливанием позвоночник.

Вообще у аг при переходе на питание грызунами возникает одна серьезная проблема. Как известно, мелкую добычу - мух, тараканов, сверчков - жаба хватает языком, точнее, ударяет по ней кончиком языка, «приклеивая» насекомое и резким движением отправляя прямо в рот. Разумеется, с мышонком, а тем более со взрослой мышью такого не сделаешь. Поэтому у аги существует и второй тип захвата добычи - она всем телом наклоняется вперед и хватает ее ртом. Подобный бросок нетипичен для молодняка, и чтобы «развить» такие способности, желательно давать им крупных мучных червей. В этом случае удар языком не приводит к желаемому эффекту, потому что личинка хрущака зачастую изворачивается в воздухе и, не долетев до распахнутого рта, падает. Постепенно жабята начинают пытаться схватить добычу ртом. «Научившись» этому «приему», они не растеряются и тогда, когда вы предложите им грызунов.

Заметим также, что, хотя кормление с пинцета жабят молодого возраста не дает нужного эффекта, приучать их брать насекомых с пинцета необходимо. Ювенильные амфибии подвержены всякого рода заболеваниям, и для предотвращения последних, а также для того, чтобы жабята нормально развивались, им необходимо давать поливитаминные комплексы. Подобные смеси продаются в современных зоомагазинах, и одной упаковки может хватить на очень долгий срок. Главное - маленькие, но систематически скармливаемые порции. Передозировка может привести к гипервитаминозу. Для того, чтобы заставить жабят «скушать» «лекарство», и требуется их умение брать корм с пинцета. Напомним, что амфибии - за редким исключением - реагируют только на движущийся объект, все другое за добычу не считается. Поэтому живого таракана или сверчка макают в воду, а после посыпают поливитамином - если поливитамин рассыпчатый. Жидкую смесь вводят внутрь насекомого с помощью одноразового шприца. Подобная подкормка должна производиться не чаще, чем раз в неделю.

Хотя взрослым агам тоже вполне достаточно влажного мха, лучше поставить к ним в террариум большую фотокювету, в которой они будут с удовольствием проводить некоторое время. Воду в бассейне менять по мере загрязнения, и, разумеется, она должна быть теплой и отстоянной.

Внимание! Необходимо помнить, что кожные выделения у аг ядовиты, порой - смертельно ядовиты - для человека. Поэтому немедленно после общения с животными нужно тщательно помыть руки с мылом. Раздраженное животное способно выпустить струю яда из паротид - крупных скоплений ядовитых желез в области глаз. Также вечером, перед охотой, аги очень часто специально растирают себя лапами, выдавливая яд на кожу.

Аги, как и прочие земноводные, периодически линяют. В этот момент животных лучше не тревожить. Жаба забирается в какое-нибудь укрытие, надувается и горбится до тех пор, пока слой старой кожи на спине не лопнет. Тогда ага, постепенно, миллиметр за миллиметром, сдвигает кожу ко рту и поедает ее.

Касательно полового диморфизма следует заметить, что параметры, по которым различают самца от самки, в отечественной литературе не указаны. На самом же деле определить пол взрослой аги довольно просто. Достаточно взять ее «под мышки» у передних лап и сделать легкие давящие движения. Самец при этом начнет покряхтывать. Это кряхтение выработано у жаб специально, так как во время спаривания, в большом скоплении животных самцы иногда случайно хватают в амплексус других самцов, и тогда те дают знать «извращенцам» об ошибке. Кроме того, самки аги значительно крупнее самцов, обладают более гладкой кожей и меньшим количеством «бородавок». Самцы окрашены однотоннее, вершины бородавок у них заостренные. Также у самцов имеется резонатор, образуемый кожей нижней челюсти, и - по достижении половозрелости - на внутренних пальцах передних лап появляются брачные мозоли - темные шероховатые участки кожи, помогающие их обладателю зафиксироваться на самке во время амплексуса.

Для пары взрослых животных нужен достаточно просторный террариум, в длину не менее метра, с укрытиями и бассейном. Только в таких условиях жабы будут вести себя естественно, каждый раз удивляя вас новыми деталями в своем необычном поведении. Не зря ведь именно жабы считаются одними из сообразительнейших амфибий.

Во время раскопок в Мексике древних городов майя археологи обнаружили у стен храмов целые кучи остатков жаб. Остатки принадлежали жабе ага — созданию исключительно ядовитому. Предполагается, что майя был известен способ добычи яда жабы, который они использовали не для убийства, как предполагалось раньше, а для достижения наркотического эффекта, создающего иллюзию блаженства. Этот наркотик использовался в религиозных ритуалах с человеческими жертвоприношениями. Причем не только жертвы, но и другие участники находились под воздействием галлюциногенного экстракта.

Жаба ага — самая большая в мире жаба. Ее вес может достигать более 2 килограммов. Она уродлива, как все жабы, а ее ядовитые железы, похожие на бородавчатые шишки, расположены на задней части головы и в других местах. При угрозе нападения ага выстреливает струей яда прямо в обидчика, обеспечивая попадание в цель на расстоянии до одного метра!

В наше время жаба ага была завезена в Австралию в надежде, что она будет пожирать жуков — вредителей плантаций сахарного тростника. Увы! Надежды не оправдались: жабы жуков не ели. Зато, не имея естественных врагов, расплодились с невиданной быстротой! За несколько лет количество жаб так выросло, что достигло размеров бедствия. Кроме того, находчивые австралийцы быстро прознали про особенности жабьего яда. На "черном рынке" появились препараты с этикетками: "Галлюциногенная кожа жабы ага" с инструкцией по применению. Стало известно, что жабий яд содержит буфотеин, вызывающий такую же зависимость, как героин, так что у Управления по борьбе с наркотиками работы резко