Уссурийский когтистый, или Безлегочный, тритон Onychodactylus fischeri .тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Род: Onychodactylus = Дальневосточные (безлёгочные) тритоны

Род: Onychodactylus Tschudi, 1838 = Дальневосточные (безлёгочные) тритоны

В роде два вида редких амфибий, распространенных в Восточной Азии. Отличительная черта их — отсутствие легких и соответственно адаптация к безлегочному дыханию.

В Красную книгу СССР включен один вид: уссурийский когтистый тритон О. fischeri.

Когтистый тритон (Onychodactylus fischeri)

Когтистый тритон (Onychodactylus fischeri) распространен у нас на юге Приморского и Хабаровского краев, в Северо-Восточном Китае и Корее. У него совершенно нет легких, которые вторично исчезли в связи с жизнью в холодных ручьях, и дышит он только через кожу и слизистую оболочку ротовой полости. Пальцы передних и задних ног у личинок и частично у взрослых имеют роговые когти. В длину эти тритоны достигают 15 см,из которых половина или немного оолыпе приходится на цилиндрический хвост. На передних лапах но 4 и на задних по 5 пальцев. По бокам тела 14 —-15 поперечных бороздок. Окраска светло-бурая с неясными темными пятнами или рисунком по бокам тела и хвоста.

Обитает и прозрачных горных ручьях, протекающих среди леса там, где много ключей. Места обитания когтистого тритона характеризуются низкими температурами, большой влажностью воздуха и сильной затененностью. Повышение температуры води до 20° уже губительно для этого животного. Когтистый уссурийский тритон нею жизнь проводит в воде или в сырых местах под замшелыми камнями у воды, куда почти никогда не заглядывают солнечные лучи.

До наступления темноты тритоны прячутся под камнями в воде или на берегу и только ночью выходят кормиться боко-плавами, многоножками, кивсяками, мелкими моллюсками, личинками двукрылых, жуками и другими водными и прибрежными беспозвоночными животными.

Весной становятся активными (в конце апреля — в мае) и уходят на зимовку в октябре. Вскоре после весеннего пробуждения самки откладывают парные икрянФотоые мешки, в каждом из которых находится от 5 до 7 крупных яиц размером 3,6 — 4 мм. Оплодотворение наружное и, очевидно, происходит так же, как у сибирского и семиреченского тритонов. Самцы в период размножения отличаются от самок более развитой кожистой оторочкой задних лап и роговыми когтями (последние у половозрелых самок отпадают). Период размножения растянут до начала августа, возможно, до сентября. Биология размножения изучена слабо.

Личинки длиной 35—40 мм появляются в начале июля. Они имеют относительно слаборазвитые наружные жабры в виде тупых бахромчатых выростов, частично прикрытых кожистой складкой, и хорошо развитые конечности с черными роговыми коготками на пальцах. Плавниковая складка хвоста доходит у них до его основания; нижняя складка уже и короче верхней. Вдоль верхней стороны тела и предплечья, а также бедра и голени тянется складка кожи. Личинки, достигнув 70—80 мм, начинают терять плавниковые складки, которые сохраняются у них только на концевой части хвоста, наружные жаоры совсем прикрываются кожной складкой. При длине около 100 мм личинки совсем теряют плавниковые складки, у них зарастают жаберные щели, и у самок отпадают роговые коготки (у некоторых самцов они остаются). На этой стадии личинки внешне отличаются от взрослых только размерами и, как и взрослые, по ночам могут выходить из воды. Нормально личиночный период продолжается, видимо, не меньше двух лет, и на третий (или четвертый) год когтистые тритоны начинают размножаться.