Тритоны. Обыкновенный тритон = Lissotriton (=Triturus) vulgaris (Linne, 1758). Мир Земноводных: жабы квакши, лягушки, тритоны: икра, размножение, поведение, питание, охота, зимовка

Вид: Обыкновенный тритон = Lissotriton (=Triturus) vulgaris

Вид: Lissotriton (=Triturus) vulgaris (Linne, 1758) - Обыкновенный тритон

Два подвида:Lissotriton (=Triturus)vulgaris vulgaris (Linne, 1758) иLissotriton (=Triturus)vulgaris lantzi (Wolterstorff, 1914)

Описание и систематика.Длина тела 24-62 мм, общая длина 56-105 мм. Серии сошниковых зубов в виде параллельных линий, слегка сходящихся в дистальной части. Хвост немного короче, равен или немного длиннее тела с головой. Кожа гладкая или слабо зернистая. Голова с темными продольными полосками, одна из которых проходит вдоль глаза и всегда заметна. Спина и бока бурые, коричневато-серые, коричневато-желтые или оливково-серые. Брюхо светло-желтое до оранжевого, с темными точками или пятнами. В отличие от самки, самец имеет зубчатый гребень вдоль середины спины и широкие перепонки на задних ногах, особенно развитые в период размножения. В это время на боковых поверхностях хвФотооста и иногда на теле самца появляются светло-голубоватые полосы, клоака становится более выпуклой. Кроме того, спинная и брюшная поверхности самца покрыты крупными темными пятнами, которые редуцированы или отсутствуют на спине и боках самки; на брюхе самки мелкие пятнышки. Они присутствуют и в брачный период. Фоновая окраска спины всегда темнее у самцов, чем у самок. В среднем, самки немного крупнее самцов.

В пределах рода Triturus различают две большие группы (Macgregor et al., 1990). Из них Triturus vulgaris генетически и морфологически относится к группе тритонов "с мелким телом" (подрод Palaeotriton). В пределах вида Triturus vulgaris распознается 7 подвидов, из них 2 в России.

Triturus vulgaris vulgaris Linne

Распространение. Географический ареал вида покрывает всю Европу, кроме южной Франции, Испании, Португалии, северной Скандинавии, степей России и Украины. Северный предел распространения номинативного подвида проходит в северной России: южной Карелии и Коми, Вологодской и Кировской областях, на восток ареал простирается до Восточной Сибири (Красноярский край). АреалT. vulgaris lantzi расположен на Кавказе. Детали распространения приводятся ниже.

Северная граница ареала подвида проходит от Калиниградской обл. (ок. 55o с.ш., 20o в.д.) на северо-восток через Литву, Латвию и Эстонию в Псковскую и Ленинградскую области и Карелию (Калевальский р-н, окр. д. Юшкозеро: 64o44' с.ш.). Затем граница проходит на юго-восток в Архангельскую обл. (Каргопольский и Плесецкий р-ны: ок. 63o с.ш.) - республику Коми (г. Емва: 62o35' с.ш., 50o50' в.д.) - Пермскую (г. Гайны) и Тюменскую области (Ханты-Мансийский автономный округ, Советский р-н: ок. 61o24' с.ш., 63o30' в.д. - Юганский запов.: 59o51' с.ш., 74o36' в.д.) - Томскую обл. (окрестности г. Томск: 56o29' с.ш., 84o57' в.д.) - Кемеровскую обл. (среднее течение р. Томь: ок. 54o30' с.ш.) - Красноярский край (Саяно-Шушенский заповедник: 52o10' с.ш., 92o в.д. - самая восточная точка находки).

Южная граница ареала начинается от северо-западного побережья Черного моря на Украине (45 - 46o с.ш.), затем проходит по низовьям рек Дунай, Днестр (Одесская обл.), Южный Буг (Николаевская обл.) и Днепр (Херсонская обл.), далее по долине р. Днепр вверх до Запорожской и Днепропетровской областей, далее на северо-восток до г. Харьков и примерно по линии: Белгородская обл. (г. Новый Оскол: 50o46' с.ш., 37o53' в.д.) - среднее течение р. Дон (Воронежская обл., Новохоперский р-н: ок. 51o с.ш.) - среднее течение рек Волга и Урал (г.Волгоград - г. Саратов: 51o31' с.ш., 45o58' в.д. - СаФотомарская и Оренбургская области: ок. 50 - 53oс.ш.) - Челябинская обл. - верхнее течение р. Тобол (Курганская обл., Юргамышский р-н: ок. 55o20' с.ш., 64o20' в.д.) - Новосибирская обл. (Чанский р-н и г. Новосибирск: ок. 55o с.ш.) - Алтайский край (район г. Барнаул: ок. 53o21' с.ш., 83o46' в.д.) - Кемеровская обл. и Красноярский край (см. выше).

Северная граница ареала T. vulgaris lantzi проходит примерно по линии: г. Новороссийск - г. Краснодар- г. Ставрополь - Северная Осетия. Изолированная популяция существует в низовьях р. Дон (Ростовская обл.) (47o13' с.ш., 39o42' в.д.: самая северная точка для подвида). Наиболее восточные находки на Северном Кавказе (Ножай-Юртовский р-н на юге Чечни и Казбекский р-н в Дагестане) нуждаются в уточнении. Южная граница ареала проходит вюжнее Главного Кавказского хр. вне РФ.

Образ жизни. Обыкновенный тритон связан с лесными биотопами. Наличие леса критически важно для существования популяций T. vulgaris lantzi на Кавказе. Вид населяет лиственные и смешанные леса, образованные березой, осиной, дубом, буком, ольхой, елью и другими деревьями. В отличие от T. vulgaris vulgaris, T. vulgaris lantzi избегает темнохвойных лесов. Оба подвида используют луга, заросли кустарников, парки, фруктовые сады и другие биотопы на месте прежних лесов. В пределах таких ландшафтов, тритон проявляет высокую экологическую пластичность, населяя луга, сельскохозяйственные биотопы и разные типы населенных пунктов. В зону степи проникает по облесенным долинам рек. Снижение обилия обыкновенного тритона в южном и юго-восточном направлениях - общая тенденция для обоих подвидов, T. vulgaris vulgaris и T. vulgaris lantzi. Это связано с географическими изменениями: аридизацией и обезлесением ландшафта.

Размножение, эмбриональное и личиночное развитие происходят в мелких прудах, озерах, лужах и канавах со стоячей или полупроточной водой, изредка в источниках и ручьях.

Зимовка начинается в октябре - ноябре и кончается в марте - апреле, иногда в начале мая. Размножение в южных районах начинается в марте (в горах в апреле, иногда позже), а на севере европейской части, Урале и в Сибири - не раньше, чем в конце апреля - начале мая (Ананьева и др., 1998; Высотин, Тертышников, 1988; Горовая, Тертышников, 1983; Ивантер, 1975, 1988; Калецкая, 1953; Положенцев, Ханисламов, 1942; Терентьев, 1924, 1935; Туниев, 1994, 1995, 1998; Туниев, Береговая, 1986). Пик размножения приходится, соответственно, на апрель и конец мая. На Северном Кавказе установлено два пика размножения: в марте - мае и июле. Обычно метаморфоз завершается через 50-70 суток и более после откладки икры, в июне - ноябре (в среднем в июле - августе). Темп развития личинок зависит от биотопа. В Ставропольском крае личинки T. vulgaris lantzi из кладок, отложенных в июле - августе, достигают в октябре - ноябре общей длины лишь 11-14 мм (Горовая, Тертышников, 1983). Такие личинки в конце осени уходят на зимовку и проходят метаморфоз следующей весной. Зимовка личинок T. vulgaris vulgaris известна также в средней полосе Европейской части России.

В некоторых частях ареала отмечена неотения, в частиности в г. Гатчина под С.-Петербургом (Литвинчук и др., 1996; Литвинчук, 1998). Неотенические личинки были найдены вместе с нормальными. Они размножались и прошли метаморфоз в лаборатории в течение нескольких месяцев. Одна особь, однако, осталась неотенической и достигла общей длины 95 мм. Очевидно, неотения у обыкновенного тритона определяется генетическими факторами и условиями окружающей среды (глубокие, сравнительно холодные водоемы).

Сразу после выклева личинки живут за счет эмбрионального желтка, а затем переходят к питанию мелкими ракообразными (Chydoridae, Daphniidae, Copepoda и Ostracoda). В ходе дальнейшего развития спектр питания расширяется за счет включения все более крупной добычи, в основном моллюсков (Bivalvia, Gastropoda) и насекомых (личинки Ephemeroptera и Chironomidae, личинки и имаго Coleoptera) (Кузьмин, Мещерский, 1987). Крупная добыча поедается с высокой избирательностью. Вероятно, питание прекращается только во время выхода на сушу (короче одной стадии развития) (Кузьмин, 1997а). Сеголетки сразу после метаморфоза охотятся только на суше. Они едят коллембол с высокой положительной избирательностью и избегают сухопутных улиток, пауков и муравьев. Спектр питания взрослых шире, чем у сеголеток. Он включает Lumbricidae, Gastropoda, Acarina, Aranei, Collembola, Coleoptera, Lepidoptera и Diptera. В водной фазе жизни пища взрослых и крупных личинок сходна. Случайно поедаются также сухопутные беспозвоночные, падающие в воду.

Состояние популяций Хотя номинативный подвид обыкновенного тритона часто встречается в антропогенных ландшафтах (в том числе в крупных городах), его способность к синантропизации не очень велика. Как правило, в городах и пригородах популяции невелики (Кузьмин и др., 1996). Кроме того, при антропогенном загрязнения среды и рекреации встречаемость аномалий развития и болезней в популяциях возрастает во много раз. Это брахимелия, клинодактилия, аномалии внутренних органов, опухоли, олигодактилия, полидактилия, новообразования кожи, синдактилия, таумелия и эктродактилия (Вершинин, 1996, 1997). Однако некоторые типы деятельности человека (создание просек в лесах, ирригация и т.п.) способствуют повышению численности популяций и расселению. В целом, обыкновенный тритон не является угрожаемым видом. На Северном Кавказе обилие вида низкое, хотя он образует отдельные плотные популяции. Triturus vulgaris lantzi в занесен в Красные книги России и Ростовской обл., а T. vulgaris vulgaris - в Красную книгу Карелии. Вид обитает в 27 (или 31) заповедниках России.