Классификация гидробионтов по биотопам. Гидробиоценоз. Понятие о гидробиоценозах. Экосистема-биоценоз

Гидробиоценоз

Классификация гидробионтов по биотопам

Биотопом называется местообитание организма, тогда как его экологическая ниша – функциональная роль в экологической системе, т.е. является ли данный продуцентом, редуцентом или консументом. Если консументом, то каким – растительноядным или хищником, паразитом и т.п. В понятие экологической ниши входят и температурные границы существования данного вида, и его требования к качеству воды, состав его пищи, хищники, которые питаются им. Шутливо это можно сформулировать так: биотоп – место прописки, экологическая ниша – занимаемая должность. Какие же биотопы можно найти в типичном водоеме? Существуют четыре принципиально различных группы биотопов: на границах – воздух/вода, вода/дно, воздух/вода/дно и собственно толща воды.

Толщу вод населяют две группы организмов – планктон и нектон. Планктон составляют организмы слишком мелкие, чтобы иметь возможность противостоять силам движения воды и контролировать свое положение в воде. Они парят в толще воды и переносятся ею. Растительные организмы планктона составляют фитопланктон – это, главным образом, одноклеточные микроскопические водоросли. Животные, представленные в планктоне, – зоопланктон. В эту группу входит множество простейших, коловраток, мелких рачков (например, всем известные дафнии и циклопы). Кроме того, в зоопланктон включаются личинки насекомых, рыб, многих организмов бентоса, слишком мелкие и слабые для самостоятельного передвижения в толще воды. Организмы, проводящие в планктоне лишь часть своего жизненного цикла, называются меропланктоном, в отличие от голопланктона – постоянных планктонтов. Кроме того, в планктоне присутствует и множество бактерий, составляющих бактериопланктон. Активные же пловцы, такие как рыбы, амфибии, рептилии, звери, крупные насекомые и их личинки в пресных водах, головоногие моллюски в морских водах составляют нектон.

Обитателей биотопа вода/дно называют бентос. Животные – обитатели дна именуются зообентосом и отличаются большим, как правило, разнообразием, чем планктонты. Здесь можно встретить моллюсков, ракообразных, личинок насекомых, самых различных червей и др. Растительное население дна – фитобентос представлено высшими водными растениями и водорослями.

Прибрежную зону населяют также многочисленные бентонты, кроме того, здесь обилен перифитон – различные водоросли, образующие всем известные обрастания на камнях, стеблях высшей водной растительности, кусках древесины и т.п. Вместе с прикрепленными мелкими животными (червями, коловратками, ракообразными, простейшими) он образует сообщество именуемое ауфвухс. К прибрежной же зоне примыкает и своеобразное население прибрежного, пропитанного водой грунта (г.о. песчаного) – псаммон.

Биотоп граница воздух/вода населен своеобразными организмами, составляющими целое сообщество, удерживающееся в поверхностной пленке воды, за счет силы поверхностного натяжения. Это – нейстон. В нем выделяют эпинейстон (организмы живущие над пленкой) и гипонейстон (под пленкой). Кроме того, можно выделить еще и обитателей «плавучих островов», образованных растениями – плейстон.