Жизненные формы организмов. Соответствие между организмами и средой их обитания. Окружающая среда. Организмы и среды их обитания. Среда жизни, среда - среда жизни - водная среда - наземно-воздушная среда - почвенная среда - организм как среда жизни ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СУКЦЕССИИ

Жизненные формы организмов

Перейти в оглавление раздела:Организмы и среды их обитания

Читать дополнительно: Окружающая среда обитания

*Соответствие между организмами и средой их обитания

*Закономерности системы "среда-организм"

*Организм, как среда жизни

Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания

Разные организмы распределены по различным местообитаниям отнюдь не беспорядочно: между организмами и средой имеется соответствие. Это соответствие проявляется в сходстве строения и образа жизни организмов, которые обитают в сходных условиях, но принадлежат к различным ветвям эволюционного дерева (то есть между ними отсутствует родственная связь, которая могла бы служить источником возникновения общих признаков или свойств). Экологическое положение организмов как бы запечатлевается в них самих.

Крупные водные хищники, возникли в четырех совершенно различных группах животных: среди рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Их внешнее сходство образовалось под влиянием образа жизни и факторов внешней среды при совершенно разных исходных положениях организмов в процессе эволюционного развития. Это сходство скрывает глубокие различия внутреннего строения и обмена веществ, которые свидетельствуют о столь же глубоких различиях эволюционной истории изображенных животных. Пути эволюционных преобразований их внешнего строения можно изобразить в виде сходящихся в общей точке векторов, начальное положение которых было совершенно различным. Преобразования подобного типа называют конвергентной эволюцией.

Жизненные формы организмов

Определённые типы внешнего строения, возникшие как приспособления к экологическим условиям местообитания, называют жизненными формами организмов.

Среди приспособлений организмов к условиям среды, возникших в результате эволюции, наиболее наглядными можно считать приспособления (адаптации), проявляющиеся в особенностях внешнего строения растений и животных. Их называют морфологическими (от греч. морфе ? форма). Определенные типы внешнего строения, возникшие как приспособления к экологическими условиям местообитаний, называют жизненными формами организмов.

Жизненные формы у растений и животных очень разнообразны. Они выделяются по совокупности признаков строения и образа жизни. Так, наиболее широко распространенные жизненные формы растений ? деревья, кустарники, травы. Последние делятся на водные и наземные, среди которых, в свою очередь, также выделяются разнообразные формы. Яркие примеры приспособлений к суровым условиям среды дают такие жизненные формы растений, как суккуленты (в засушливом климате), лианы (при недостатке света), стланики и растения-подушки (в тундрах, высокогорьях с низкой температурой и сухостью при сильных ветрах).

Жизненные формы животных выделяются по разным признакам для разных систематических групп. Так, для зверей одними из основных признаков для выделения жизненных форм, помимо среды обитания, считаются способы передвижения (ходьба, бег, прыжки, плавание, ползание). Характерными чертами внешнего строения наземных прыгунов, например, являются длинные задние конечности с сильно развитой мускулатурой бедер, длинный хвост, короткая шея. К ним относятся обычно обитатели открытых пространств: азиатские тушканчики, австралийские кенгуру, африканские прыгунчики и другие прыгающие млекопитающие, живущие на разных континентах.

Жизненные формы птиц различают по типу их местообитания и способу добывания пищи, а у рыб ? в основном по форме тела. Жизненные формы обитателей водоемов также выделяют по типу их местообитаний. Так, в водной толще мелкие организмы образуют планктон (от греч. планктос ? блуждающий), то есть совокупность организмов, живущих во взвешенном состоянии и неспособных противостоять течениям. Обитатели грунта образуют бентос (от греч. бентос ? глубина). К отдельным жизненным формам относятся организмы, живущие у поверхностной пленки воды или на различных твердых субстратах.

Сходные жизненные формы возникли в результате эволюции, происходящей в сходных экологических условиях у систематически разных организмов: например, кенгуру и тушканчики, дельфины и рыбы, птицы и летучие мыши, черви и змеи и т. д.

Нельзя считать, что, претерпев ряд глубоких изменений в процессе эволюции и достигнув большого разнообразия, живая природа застыла в неизменном облике. Она продолжает меняться. И эта способность организмов к изменению является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие между организмами и средой их обитания.