Хищничество и паразитизм.Взаимоотношения хищничества и паразитизма. Эволюция и паразитизм

Взаимоотношения хищничества и паразитизма

Хищничество и паразитизм

Взаимоотношения хищничества и паразитизма приносят пользу одному из видов (хищнику и паразиту) и оказываются вредными для второго (жертвы и хозяина). С экологической точки зрения они сходны, и часто трудно четко провести границу. Например, насекомые типа наездников нередко, подобно хищникам, уничтожают добычу целиком, вместе с тем по темпам размножения и специфичности хозяина они напоминают паразитов. В то же время крайние варианты - крупный хищник и мелкий внутренний паразит хорошо различимы. Фото

Системы хищник-жертва и паразит-хозяин постоянно эволюционируют. Паразитам и хищникам не выгодно полностью уничтожать популяции хозяев и жертв, поэтому длительная совместная эволюция приводит к тому, что влияние на жертв и хозяев становится умеренным, наибольший вред наносят новые паразиты и хищники. Характерный пример - наиболее опасны для человека новые, впервые завезенные возбудители заболеваний. Как правило, хищник вначале убивает свою добычу, а затем поедает ее. Но прежде он должен поймать жертву, и для этого у него есть специальные приспособления.

У хищников обычно хорошо развиты нервная система и органы чувств, позволяющие обнаружить и распознать добычу, а также средства овладения, умерщвления, поедания и переваривания добычи.

Однако и у жертв в процессе эволюции появляются разнообразные защитные свойства: выросты на теле, шипы, колючки, панцири, покровительственная окраска, ядовитые железы, способность быстро прятаться, зарываться в рыхлый грунт, строить недоступные хищникам убежища, прибегать к сигнализации об опасности. Взаимодействие между хищниками и их жертвами приводит к тому, что эволюция тех и других происходит сопряженно. Хищники совершенствуют способы нападения, жертвы - защиты.

Связь хищника с определенным видом жертвы может быть более или менее тесной. Среди хищников есть и узкие "специалисты", и охотники широкого профиля. И специализация, и универсальность в питании имеют свои преимущества. "Специалист" оказывается в выигрыше при условии, что излюбленная жертва многочисленна, доступна и предсказуема. "Универсал" хуже приспособлен к добыванию определенной добычи, зато он может легче переключаться на объекты охоты. Фото

Для многоклеточных внутренних паразитов характерна редукция (исчезновение) одних органов - пищеварительной системы, конечностей, органов чувств и усложнение других - половой системы, органов прикрепления к поверхности тела или внутренним органам хозяина. С развитием приспособлений к паразитизму возрастает специализация паразита, сужается круг его хозяев.

Часто жизненный цикл паразита чрезвычайно сложен и связан не с одним, а с несколькими хозяевами, зачастую принадлежащими к разным систематическим группам. Паразитический образ жизни может быть свойственен только определенным стадиям жизненного цикла. Например, у наездников паразитами являются только личинки, у комаров - взрослое насекомое. Более того, у комаров паразитический образ жизни ведут только самки.

Социальным паразитизмом называют взаимоотношение между организмами, когда один вид "эксплуатирует" другой, но не использует его в качестве пищи. Примером таких отношений является гнездовой паразитизм: некоторые птицы перекладывают бремя воспитания своего потомства на другие виды пернатых.....