Грызуны, крысы, мыши, дикобраз, белка, суслик, слух, зрение, зубы, иглы, рекорды, достижения, поведенияе, питание, размножение

Жизнь грызунов

Одно из самых многочисленных

...семейств грызунов - Мышиные (Muridae), распространены по всему земному шару. Сюда относятся животные небольших размеров с острой мордой, длинным телом от 5 до 50 см и частично голым хвостом до 45 см. Главные роды: мышь, хомяк, песчанка.

Самая распространенная

Мыши (Mus), происходят из восточного полушария, большинство видов обитают в лесах тропиков и субтропиков. Некоторые виды сделались космополитами и распространены всесветно, мышей завезли в Северную и Южную Америку и на многие острова. Домовая мышь (M. museulus), размножается в тёплое время года, а в жилищах человека - круглогодично. Половозрелыми мыши становятся в 1,5-3 месяца.Mus musculus, в некоторых местах столь распространена, что на одном гектаре может проживать до свыше 200 000 особей, или 2 мыши на кв. метре.

Живут при высоких и низких температурах

Крысы не перестают удивлять натуралистов своими необыкновенными свойствами и способностями. Они отлично живут и плодятся как в холодильниках при температуре минус 18-20 градусов, так и за обшивкой паровых котлов, где постоянно держится жара около 40 градусов. Крыса может жить без воды дольше, чем верблюд.

Старейшее на планете гнездо хомячков 17 миллионов лет назад

Обнаружено окаменелое гнездо в Германии. В гнезде было найдено более 1 200 окаменелых орехов. Так хомяки готовились к длинной зиме.

Чувствительные принцессы

Шиншиллы – одни их самых нежных природных созданий. Организм, в том числе и нервная система, у них капризные и хрупкие. Брать шиншиллу в руки нужно очень осторожно, ставить только на все четыре лапы, держать за основание хвоста или за ушко, к шерстке на теле прикасаться как можно меньше, чтобы не испортить мех. Они боятся жары и прямых солнечных лучей, температура выше 30 градусов губительна для них, они могут умереть, находясь на жарком солнце всего 15 минут! Даже от небольшого сквозняка животное может серьезно простудиться, а если зверька сильно испугали, то вполне возможен сердечный приступ.

Число дыхательных движений

...у млекопитающих находится в зависимости от величины животного, определяющей разную интенсивность обмена веществ. Оно составляет (в 1 минуту): у лошади — 8—16, у черного медведя — 15—25, у лисицы —25—40, у крысы — 100—150 (по другим данным 70-115 раз/мин), у мыши — около 200. Вентиляция легких не только обеспечивает газообмен, но имеет и терморегуляционное значение. При повышении температуры число дыханий увеличивается, а вместе с этим повышается и количество тепла, выводимого из организма.

Сердце мыши

бьется 320-780, у взрослой крысы 250-600/мин, тогда как у человека пульс– 60-80 ударов в мин. Сердечный ритм у новорожденного крысенка 81-241/мин.

Слух

Установлено, что крысы и морские свинки слышат звуки частотой до 40 кГц. Для сравнения: верхний предел слуха человека – 20 кГц.

Как часто они линяют

У млекопитающих наблюдается периодическая смена волосяного покрова, или линька. У некоторых видов она бывает дважды в году - осенью и весной; таковы белки, а вот суслики, сурки линяют один раз в году, в весенне-летнее время.

У белки на 1 см2 на огузке летом бывает в среднем 4200 волос, а зимой - 8100.

Открытие по телевизору

Андская рыбная мышь (Andes Fishing Mouse) была открыта забавным образом. Группа ученых из Британского общества млекопитающих (British Mammal Society) смотрела телевизионный фильм из жизни дикой природы Андов, заметили мышь в кадре и, не опознав в ней знакомый вид, оповестили об открытии нового вида.

Самые дорогие животные

Грызуны являются в большинстве своем сельскохозяйственными вредителями и уничтожаеют мировые запасы тонн продовольствия на сумму 43 миллионов фунтов стерлингов.

Столько бактерий на коже !

На коже грызунов землекопов насчитывается до 516 000 бактерий на квадратный дюйм, на сухих участках кожи этого же животного, например, на передних лапах, всего 13 000 бактерий на квадратный дюйм.

Перенаселение регулируется

Некоторые виды грызунов (белки, лемминги) в отдельные годы в связи с перенаселением в результате интенсивного размножения, недостатком кормов и т.п. массами выселяются за пределы ареала и гибнут.

Потребность в сне

…у различных грызунов разная. Так, например, мышь-малютка спит менее одного часа в сутки, морская свинка - 7 часов ночью, крыса и мышь – по 13 часов днем, белка и хомяк – 14 часов днем.

Предки современных крыс были размером с буйвола и имели огромный хвост

Живший 8 миллионов лет назад, грызун Phoberomys pattersoni был травоядным и походил на морскую свинку, но только огромную, с длинным хвостом, который помогал ей балансировать на задних ногах. Зубы у него росли непрерывно. Останки животного были найдены еще в 2000 году в одном из болот Венесуэлы. Крупнейший в мире грызун, по его словам, весил около 700 кг, и достигал в длину 2.5 м (без учета хвоста). Из-за такого большого веса грызуну приходилось стоять на ногах прямо, а не на "полусогнутых", как передвигаются современные хомяки, крысы и морские свинки. Издали мегакрыса напоминала буйвола.

Доисторической крысе приходилось есть очень много травы, чтобы поддерживать себя в форме, она была покрыта коротким мехом, голова грызуна была гладкой, а огромный хвост помогал ему вставать на задние ноги, чтобы следить за приближением хищников. На грызуна было кому поохотиться, в то время в этих же местах обитали гигантские крокодилы, длина которых достигала 10 м.

Ближайшим современным "родственником" Phoberomys pattersoni является пакарана - тихоходный грызун, живущий в джунглях Амазонки, который, если его не съедят хищники раньше времени, может достичь веса в 15 кг.

Крупные грызуны

Самым крупным из современных грызунов является водосвинка, или капибара (Hydrocheoerus), обитающая по берегам рек и озер Центральной и Южной Америки. Она достигает длины 1 м 30 см и веса 60 кг.

Крысы размером с кошку

Израильские военные, базирующиеся в городе Хеврон, на юге Западного берега реки Иордан, теперь должны противостоять еще одному врагу - крысам. Эти грызуны достигают размера кошки, поэтому их называют "кошкокрысы". Они уже покусали 3 израильских военных, сообщает газета Maariv. Они страшны, и кошки не решаются за ними охотиться.

На юге Киргизии зафиксирован резкий рост популяции необычного вида крыс. Эти животные умеют лазить по деревьям и практически не восприимчивы к специальным ядам. данная порода крыс была выведена в одном из районов Узбекистана, где местный селекционер скрестил обычную крысу с ондатрой, чтобы получить новый вид животного.

Суслики общаются со змеями инфракрасными лучами

Гремучии змеи – постоянный враг сусликов, очень часто похищающий молодняк Змеи ищут добычу по теплу, которое воспринимают особыми органами, расположенными на морде. Суслики пользуются этой чувствительностью, чтобы передать змеям сообщение на том языке, который те способны понять. Столкнувшись с разъяренной гремучей змеей калифорнийские суслики поднимают хвосты, чтобы предупредить змею о контратаке. Это первый случай, когда животные сознательно посылают сигнал с помощью инфракрасного излучения или тепла. Грызуны бросаются песком и размахивают хвостом, чтобы запугать хищника Тепловой сигнал должен отвлекать внимание змей от более уязвимого молодняка, полагают ученые, или просто служить индикатором присутствия взрослых особей.

В то время, как суслики угрожающе размахивали хвостом вперед-назад, кончик хвоста у них становился гораздо теплее. Этого они достигали, заставляя подняться шерсть на кончике, в результате чего становилась видна большая часть поверхности кожи; возможно также, что у них расширялись хвостовые кровеносные сосуды. Самое интересное, что хвосты сусликов не нагревались в присутствии другого вида змей, у которых нет специальных органов для восприятия теплового излучения. Это означает, что суслики могут различать разных хищников и реагировать соответственно.

Открыта новая морская свинка

В Боливии открыт новый вид грызунов: взрослая особь весит примерно 300 граммов, длина её тела – около 22-х сантиметров, окрас – серый с рыжеватым отливом. Ее назвали Galea monasteriensis, то есть "мюнстерская морская свинка". Генетический анализ, а также сравнение костей и зубов показали, что речь идёт о новом, ранее неизвестном науке биологическом виде. Помимо особенностей строения, боливийским морским свинкам присущи и некоторые необычные особенности поведения – например, моногамия. Она не свойственна ни одному из остальных 13-ти видов морских свинок, да и чрезвычайно нетипична для млекопитающих вообще, поскольку наблюдается лишь у 3-5 процентов видов.

Плотоядные мыши

Среди плотоядных мышей встречаются сущие чудовища, хотя по размерам они не больше лисицы.

Бобр (Castor fiber) это довольно большой зверь, достигающий 30 кг веса. Он по праву считается одним из самых крупных представителей отряда грызунов. Сейчас в России его численность приближается к 100 000 тысячам особей.

Бобровая расческа

Короткие сильные задние лапы снабжены плавательной перепонкой. Своеобразны и когти зверька - очень крупные, уплощенные и искривленные. На втором пальце задней лапы коготь раздвоен. Это - бобровая "расческа", которой грызун приводит в порядок свою густую шерсть, тщательно приглаживая и расчесывая ее.

Самая маленькая мышь

Одно из самых мелких млекопитающих - мышь-малютка (Mus minutus),значительно меньше домашней мыши, она распространена в Европе и Сибири, в полях, лесах и садах. Ее можно считать самым мелким грызуном.

У мышей два носа

Найти полового партнера мышкам помогают феромоны. Мыши, когда желают спариться, используют очень важный, но неожиданный орган – второй нос, который определяет пол, статус партнера, а также взаимность романтических чувств. Второй нос (веромоназальный орган) – это очень маленькая трубчатая структура, напоминающая язык, которая находится в основании обычного носа. Нейроны второго носа по феромонам определяют пол и генетику другой мыши.

Обыкновенная белка (Sciurus vulgaris) является хозяином 50 видов эндопаразитов, из которых 4 вида кокцидий, 2 вида сосальщиков, 15 видов ленточных червей, 26 видов нематод и 3 вида скребней.

Запах шоколада привлекает мышей гораздо больше, чем сыр или ванилин. Поэтому решено было создать специальную пластмассу, которая пахнет шоколадом.

Слух – вот, что побуждает бобров к строительству

Основным раздражителем, побуждающим бобров к деятельности, был шум текущей воды. Обладая прекрасным слухом, бобры безошибочно определяли, где изменился звук, а значит, произошли изменения в структуре плотины. Добросовестные строители даже пытались "починить" магнитофон исследователя, потому что он вводил их в заблуждение своим "неправильным" журчанием.

Белые белки после ядерного взрыва

В Красночикойском районе Хилокского района. отмечены случаи появления белок ярко-белого окраса. Необычными размерами и поведением животные не отличаются. Причина изменения цвета беличьей шерсти – в генной мутации, которая могла произойти, например, в результате ядерного взрыва. Именно в Хилокском районе в семидесятых годах XX века был произведен подземный ядерный взрыв средней мощности.

Особенности зрения

У крыс обнаружена полная невосприимчивость к цветам, называемая цветовой слепотой, крыса видит оттенки серого, нечувствительна к красному свету, замечает движение на расстоянии 9 м.

А вот у белки черно-белое зрение, но зато они могут смотреть не только вперед, как люди, но и в стороны.

Агрессивный хомяк

Косматый хомяк (Lophiomys imhausi) бесспорно самый яркий представитель отряды грызунов, его тело, достигающее в длину 40 сантиметров, покрыто длинной черно-белой шерстью, и, когда хомяк щенится, у него на спине образуется внушительный хохолок. Этот зверек, обитающий в расщелинах скал в горах Восточной Африки, был открыт лишь в 1867 году.

Необычные способности

Не боится падений

При падении с 5-этажного здания крыса не получает никаких повреждений.

Крысы могут дышать под водой две минуты.

Не тонут в воде

Полости многочисленных игл дикобраза (Hystrix) заполнены воздухом, поэтому животное не тонет, попав в воду.

Зубы грызунов растут на протяжении всей жизни

У крысы верхние резцы растут со скоростью 5 3/4 дюймов/год, а нижние резцы--4 1/2 дюймов/год.

Крысы производят озон Крысы, подвергнутые воздействию экстремального электромагнитного поля, производят озон в опасной для здоровья концентрации. Животные состоят, главным образом, из воды и немало воды содержится на носиках, глазах или во рту крыс. Возможно, что это и объясняет появление озона в эксперименте. Если в пустой клетке концентрация озона достигала максимума в 22 части на миллиард, то в опытах, когда в ящике присутствовали крысы (на расстоянии порядка сантиметра от электрода – источника коронного разряда), уровень озона взлетал до 200 частей на миллиард. Это вдвое выше, чем уровень, который считают ядом для людей, при хроническом воздействии. Крысы в эксперименте не пострадали, так как озон быстро выветривался из коробки. Когда крыс помещали на расстоянии более 5 сантиметров от источника – эффект пропадал.

Зубы дикобраза

... очень быстро стираются и, если бы не постоянный рост их, зверь на втором-третьем году жизни умер бы голодной смертью. Две пары резцов дикобраза представляют собой весьма совершенные приспособления для сгрызания твердых частей растения. Как и у других грызунов, эмаль на передней стороне резца значительно жестче, чем остальная часть зуба. Поэтому при работе такой зуб постоянно затачивается.

Иглы пробивают кожу толстого сапога

Крупные экземпляры дикобразов весят до 15 кг. Когда зверь раздражен, он потрясает длинными хвостовыми иглами, производя устрашающий треск. Обороняясь, он может пробить иглами даже толстый яловый сапог.