Виды динозавров: Плезиозавр, Плиозавр, Платекарпус. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Плезиозавр

Фото Перейти в оглавление раздела: Виды динозавров

* Мезозойская эра: динозавры в воде

Плезиозавр (Plesiosauria)

У плезиозавра был короткий широкий хвост и шея длиной в несколько метров, состоящая из 76 позвонков. Бочкообразное тело этого ящера, как справедливо заметил один из ученых, создает такое впечатление, будто гигантская змея проглотила черепаху.

Вес плезиозавра достигал 240 килограммов, он был прекрасно приспособлен к жизни в водоемах, хотя не менее трех раз в час ему приходилось выныривать на поверхность, чтобы вдохнуть воздуха. Ученые довольно подробно описали плезиозавра и достаточно много знают об его образе жизни. Этому помогла бесценная находка: в 1914 году в Англии в скальной породе были найдены сохранившиеся останки этого ящера. У плезиозавра были четыре ластообразные конечности, благодаря которым он резво плавал и легко переворачивался в воде, и маленькая голова с острыми зубами, которыми он мог поймать и удержать любую рыбу. Плезиозавр питался также моллюсками, разгрызая их зубами, а иногда своими некрупными травоядными собратьями, которые заходили в воду попить и охладиться в жаркую погоду. Длинная шея позволяла ящеру ловить водоплавающих птиц. Он мог незаметн Фотоо подплыть к ним и, резко вынырнув из воды, схватить добычу.

Подобно морским черепахам, плезиозавры выходили на прибрежный песок, чтобы отложить яйца. Вылупившиеся детеныши самостоятельно добирались до водоема.

Образ жизни плезиозавров, обитавших в морях, породил множество легенд, которые будоражат человеческие умы до сих пор. Некоторые биологи убеждены, что лохнесское чудовище, обитающее в Англии, — настоящий плезиозавр, доживший до наших дней. Однако это остается всего лишь версией, а возможно, что его там во Фотообще нет.

Опубликовано на сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru)

АиФ Детская Энциклопедия, выпуск 05 (91) от 6 мая 2003 г.

Плезиозавры (Plesiosauria),наиболее обширный подотряд крупных ископаемых пресмыкающихсяотряда зауроптеригий подкласса синаптозавров.

Жили в триасе — мелу. Вес плезиозавра достигал 240 килограммов, он был прекрасно приспособлен к жизни в водоемах, хотя не менее трех раз в час ему приходилось выныривать на поверхность, чтобы вдохнуть воздуха. Ученые довольно подробно описали плезиозавра и достаточно много знают об его образе жизни. Этому помогла бесценная находка: в 1914 году в Англии в скальной породе были найдены сохранившиеся останки этого ящера. Тело длиной до 15 м, позвонков 100—150 с плоскими сочленовными поверхностями; конечности сильно развитые, ластовидные, с увеличенным числом фаланг. Плезиозавры и прочие рептилии произошли от наземных животных. Постепенно кости их конечностей преобразились в ласты, приспособленные для плавания. ФотоНоздри смещены к глазницам, в задней части черепа резко выражен срединный продольный гребень, свойственный многим хищникам. Зубы конические, однородные или дифференцированы на сильно развитые клыки и более мелкие зубы. Хищники; обитали в морях, преимущественно в прибрежной зоне; питались в основном рыбой. Различают П. с длинной шеей и маленькой головой (собственно П., эласмозавры и др.), с короткой шеей и большой головой (плиозавры). Произошли П., вероятно, от нотозавров. Остатки П. обнаружены на всех материках, особенно многочисленны в юрских отложениях Европы; в СНГ — в Среднем Поволжье, Заволжье, северо-западной части Казахстана, Якутии и др. Образ жизни плезиозавров, обитавших в морях, породил множество легенд, которые будоражат человеческие умы до сих пор. Некоторые биологи убеждены, что лохнесское чудовище, обитающее в Англии, — настоящий плезиозавр, доживший до наших дней. Однако это остается всего лишь версией, а возможно, что его там вообще нет.

Впервые обнаружен полный скелет плезиозавра Liopleurodon ferox