Протоцератопс. Protoceratops † = Протоцератопс. Рогатые динозавры: Протоцератопс, Трицератопс. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Род: Protoceratops † = Протоцератопс

Род: Protoceratops † = Протоцератопс

Читать: Рогатые динозавры * Цератопсы * Трицератопс

Само название протоцератопс можно перевести как «первый рогомордый»: предшественник или предок рогатого динозавра (цератопса). Первые останки этого ящера были найдены в пустыне Гоби в 1923 году. По ним палеонтологам удалось составить довольно точное представление об внешнем виде протоцератопса. Протоцератопс  - рогатый динозавр длиной до двух метров, высотой всего 75 сантиметров. Несмотря на такие "небольшие" размеры, весил протоцератопс до двух тонн. К настоящему времени в Монголии были найдены остатки свыше 100 скелетов этих животных всех возрастов, а также их яйца и гнезда.

Хотя протоцератопс на первый взгляд имеет свирепый вид, он был мирным, травоядным существом, чистый вегетарианец.

На голове протоцератопса, закрытой как панцирем толстым наростом, еще отсутствовал длинный остроконечный рог. Но, как и будущие рогатые динозавры, он передвигался на четырех ногах и обладал роговым клювом, а его затылок переходил в костный щит. Выступающий над затылком, этот щит выполнял, по-видимому, несколько функций. Во-первых, к нему крепились сильные челюстные мускулы, помогавшие крушить жесткую растительную пищу. Во-вторых, он служил для защиты шеи, как наиболее уязвимой и незащищенной части тела у многих травоядных и которую могли легко поранить хищные динозавры. В третьих, костный щит был также средством устрашения для врагов и привлечения внимания - для особей своего вида.

Протоцератопсы жили вместе, небольшими сообществами. Поэтому особям этого вида, несомненно, приходилось постоянно соперничать со своими собратьями, отстаивая свое вполне определенное иерархическое положение в сообществе. Вынуждены были протоцератопсы и бороться друг с другом и из-за корма, за лучшее место для устройства гнезда.

Мощный и острый клюв протоцератопса служил не только для добывания пищи, но мог быть и весьма эффективным орудием защиты. О том, какое грозное оружие представлял собой клюв протоцератопса, красноречиво свидетельствует находка погибших вместе протоцератопса и велоцираптора. Реконструкция происходившей трагедии показала, что велоцираптор, этот быстроходный хищник, напал на протоцератопса. Протоцератопс начал активно защищаться, а велоцираптор пытаясь нанести решающий удар, вцепился в голову своей жертвы. Но раненому протоцератопсу все же в последний момент удалось смертельно ранить противника своим острым клювом. И как результат - оба животных погибли практически одновременно и в таком положении их останки были вместе засыпаны песком.

В начале 1920-х годов в нижнемеловых отложениях монгольской пустыни Гоби обнаружены гнезда с яйцами Protoceratops. Со времени этого открытия в Монголии было найдено много других прекрасно сохранившихся гнезд динозавров. Они содержат целые кладки яиц динозавров с невылупившимися эмбрионами и скелеты их детенышей.