Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Динозавры: их видовое разнообразие

Фото Динозавры: Каталог видов

Брахиозавр и кентазавр из Танзании

В 1909 г. экспедиция Берлинского музея обнаружила в Танзании скелеты брахиозавра и кентазавра.

Овирапторы и велоцирапторы из пустыни Гоби

В 1923 г. в Центральной Азии (пустыня Гоби) были обнаружены останки протоцератопсов - удивительных растительноядных ящеров с мощным костным воротником на черепе, мелких хищных овирапторов, напоминавших по внешнему виду маленьких страусов с длинным (до 1,5-2 м) хвостом и рогоподобным выростом на носу, и велоцирапторов, хищных динозавров средней величины. Кроме того, в районе Пламенеющих скал впервые в мире были найдены яйца динозавров. Позже по аналогичному яйцу с хорошо сохранившимся эмбрионом был Фотоа определена его принадлежность к хищным овирапторам.

Baryonyx - динозавр нового типа

В 1983 г. в Суррее (Англия) раскопали полный скелет барионикса, строение тела которого не соответствует никаким закономерностям строения хищных динозавров. Его передние конечности были достаточно длинны, чтобы он вполне мог передвигаться на четырех ногах. Морду барионикса украшал гребень. Кроме того, у него были очень длинные челюсти, вооруженные огромным количеством зубов - вдвое большим, чем у других хищных динозавров. Вытянутые конечности динозавра были снабжены огромными кривыми когтями, при помощи которых барионикс ловил рыбу. Позже установили его родство со спинозавром Spinosaurus из Египта и Марокко. Они были предшественниками крокодилов. Длина барионикса была около 9,5 м. Жил он 125 лет назад.

Кости древних ящеров обнаружены на всех континентах

В Китае, где исследования динозавров начались только в 40-е гг. нашего столетия, было найдено столько скелетов динозавров, что они составили четвертую часть всех известных сейчас находок, там же было найдено огромное количество яиц древних ящеров. Причем китайские динозавры оказались весьма похожими на своих собратьев, обнаруженных в Северной Америке. Это дало основание предположить, что в мезозое во всем Северном полушарии были весьма сходные экологические условия. В настоящее время работы по поиску ископаемых останков продолжаются, однако организовывать международные экспедиции становится все труднее. Во всем мире возникают слож Фото ности с финансированием и снабжением, не говоря уже о всевозможных политических неурядицах.

Из всех разновидностей динозавров в Азии наиболее часто встречаются останки зауроподов и орнитоподов. Ящер под названием Chuanjiesaurus anaensis, который был обнаружен в 1995 году в районе Чуаньцзэ - самый крупный зауропод из живших в Азии и одновременно самый древний зауропод в мире.

Длинношеий динозавр охотился из засады

Dinocephalosaurus orientalis жил 230 миллионов лет назад. Он плавал в мелком море, которое теперь является юго-восточным Китаем. Этот плавающий динозавр имел необычайно длинную шею, в которой насчитывалось 25 позвонков. Также у шеи нашли необычные костяные отростки, торчащие вбок. Хищный Dinocephalosaurus orientalis, возможно, был одним из первых животных, охотившихся из засады. А её он мог устроить просто в воде. Дело в том, что из-за мутности воды и слабого освещения огромное тело динозавра, скрытое "где-то там", не было видно рыбам. Они могли бы заметить лишь маленькую голову. Но и её монстр прятал вдали от намеченной жертвы, а потом — змеиным броском головы и гибкой шеи — настигал добычу. При этом хищник весьма оригинально решил проблему сильной ударной волны в воде, которая настигает рыбу первой и пугает её и даёт рыбе шанс скрыться с резким, инстинктивным ускорением. В момент броска динозавра мышцы шеи выпячивали те самые отростки, раздвигая шею вширь. Её объём резко увеличивался и через открытый рот монстр просто глотал собственную ударную волну, проваливающуюся в огромное длинное горло вместе с ничего не подозревающей жертвой.

Ихтиозавр и мегалозавр из Англии

В Англии, в начале XIX в., профессор Уильям Бакленд исследовал челюстную кость с зубами, которую его друг, Джейм Паркинсон, определил как принадлежащую огромному ящеру, названному мегалозавром. Описание этой окаменелости было опубликовано в 1824 г. В 1811 г. Одиннадцатилетняя Мэри Эннинг и ее брат Джозеф, собирая в местечке Лиме Реджис в Южной Англии раковины и окаменелости для магазина своей матери, нашли 5-метровый череп гигантского морского пресмыкающегося, названного впоследствии ихтиозавром.

Самый загадочный динозавр кембрийского периода

…был найден в Канаде сто лет назад. Это галлюциногения (Gallucinogenia - род морских лобопод), обитавшая на дне древнего озера примерно 500 миллионов лет назад Галлюциногения, вероятно, имела мужскую и женскую формы. Более крупная и устойчивая форма представляла собой "негнущееся туловище с сильной шеей и шаровидной головой". Меньшая форма была тоньше, с подвижным туловищем и тонкой шеей, увенчанной маленькой головой с двумя клыкоподобными выростами, двумя рожками и, возможно, с парой глаз. Обе формы обладали семью парами твердых позвоночных отростков и семью парами длинных, тонких, гибких ног с крупным когтем, типичным для современных гусеницеподобных беспозвоночных Галлюциногения является предком некоторых наиболее жизнеспособных семейств современного животного мира - членистоногих, то есть насекомых, пауков и крабов. Отнюдь не являясь "тупиком мироздания", галлюциногения и ее современники имели особенности, которые, можно считать, передались по наследству некоторым вполне успешно живущим сейчас организмам. Другие монстры-динозавры – это виваксия - чешуйчатое создание с кольцеобразным украшением из наростов на спине - и аномалокарис - страшный, похожий на кальмара хищник.

По материалам журнала Australia Nature: 2000, V. 26. № 8; 2002. V. 27, №№ 5–6