Брахиозавр. Brachiosaurus † Riggs, 1903 = Брахиозавры. : Брахиозавр . Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Семейство: Brachiosauridae † Riggs, 1904 = Брахиозавры

Род: Brachiosaurus † = Брахиозавры

Перейти в оглавление раздела: Виды динозавров;   Читать: * Брахиозавры

Название рода Брахиозавры (Brachiosaurus) переводится как "плечистый ящер", что связано с необыкновенно длинными передними лапами этого динозавра. Брахиозавры обитали на Земле в поздней юре (юрский период), т.е. примерно 156-145 млн. лет назад.

Брахиозавр  впервые был найден в 1900 году в  в Гранд Каньоне штата Колорадо, США. В 1903 году по найденным окаменелостям Элмер С. Riggs впервые описа брахиозавра (Brachiosaurus brancai). Останки брахозавров (в том числе и несколько целых скелетов) найдено в Восточной Африке. При этом самым высоким и крупным видом динозавров, скелет которого сохранился полностью, был Brachiosaurus brancai, найденный именно в Танзании в Тедагуру. Он был обнаружен в позднеюрских отложениях. Раскопки велись немецкими экспедициями в 1909 - 11 гг., а отпрепарировали кости и собрали скелет в Музее естественной истории Университета Гумбольдта в Берлине. Скелет был собран из костей не одного, а нескольких животных и выставлен в музее в 1937 г.

На основе анализа собранных останков брахиозавров было установлено, что общая длина брахиозавра составляла 22-26 м; высота в холке равнялась 6 м; а общая высота динозавра с поднятой головой была 14-16 м. Таким образом, брахиозавры были практически в два раза выше современных жирафов. Вероятно, при жизни вес динозавра был равен 30 - 40 т, а по некоторым другим расчетам - и более 50-60 т.

Таким образом, длину тела брахиозавра можно сравнить с длинной современного теннисного корта, а его вес равен суммарному весу нескольких слонов.

У всех зауроподов передние лапы были короче длинных задних лап, и только у брахиозавра, который является исключением из этого правила, передние длиннее. Мощные и длинные передние лапы, напоминающие слоновьи ноги играли важную роль в жизни этих животных. Длинная шея и приподнятая передняя часть туловища помогали доставать листья и ветки высоких деревьев. Когда брахиозавр, обитавший в прибрежной части больших водоёмов, погружался в воду в поисках сочных водорослей, его голова торчала из воды на приподнятой длинной шее. Для дыхания служили и две ноздри, находящиеся на лбу. С их помощью ящер дышал атмосферным воздухом, погружаясь в воду почти с головой.

Строения скелета брахозавров не позволяло им подниматься на задних ногах. Ходил динозавр тяжело, медленно, большими шагами. Как и у современных слонов, на подошвах ног брахиозавра были утолщения, защищающие ступни от повреждений во время передвижения. При ходьбе брахиозаврам приходилось держать конечности полностью выпрямленными. Ведь тело было настолько массивным, что кости могли бы треснуть под его огромным весом, если бы он чуть-чуть согнул ноги.

А питались брахиозавры листьями деревьев, гигантскими папоротниками и даже ветками хвойных растений. Заходя в воду, брахиозавры в изобилии добывали себе здесь водоросли. Чтобы обеспечить такое массивное тело энергией, пищи требовалось очень много — не менее полутонны в день. Поэтому все свое время брахиозавры посвящали пережевыванию зеленой массы и были совершенно неагрессивными.

Брахиозавр был одним из самых больших и тяжеловесных динозавров изо всех, когда-либо живших на Земле. У брахиозавров был очень маленький мозг, и потому учёные полагают, что они были не очень-то смышлёными. Вместе с тем он был совершенно неагрессивным и вступал в схватку только при нападении хищников.

Вероятно, брахиозавры жили семьями или группами до 20 особей; палеонтологи делают такой вывод, исходя из множества окаменелых следов брахиозавров. Вместе им было легче защищаться от многочисленных врагов. Вокруг постоянно рыскали хищные динозавры (к примеру, аллозавры), которые были не прочь пообедать мясом брахиозавра. Когда одни брахиозавры спали, другие бодрствовали — стерегли стадо от непрошеных гостей.

Перед лицом смертельной опасности неповоротливый брахиозавр вполне мог попытаться сокрушить нападающего хищника, обрушив на него мощные удары своего длинного хвоста, которые могли оказаться смертельными для более мелких динозавров. Хищники порой были гораздо меньше, чем их жертвы. Например, цератозавр достигал всего лишь 6 метров в длину, но обладал такой кровожадностью, что готов был напасть даже на такого гиганта, как брахиозавр.

Да, врагов у траводного ящера хватало, но он был способен постоять за себя и за своих детенышей. Брахиозавры были заботливыми родителями. При удаче брахиозавр вполне мог повергнуть хищника до того, как тот успевал схватить кого-нибудь из детенышей. Только что вылупившиеся из яиц брахиозавры были крошечными по сравнению со своими родителями; по всей вероятности, кожа детенышей была мягкой, но с возрастом твердела и покрывалась чешуей. Проходило 8 — 10 лет, прежде чем малыш набирал вес, сравнимый с весом его родителей, а взрослые брахиозавры возможно жили до 70 — 80 лет.