Мастодонозавр. Виды динозавров: Мастодонозавр, Тираннозавр, Тарбозавр. Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Предки амфибий: Мастодонозавр

ФотоПерейти в оглавление раздела: Виды динозавров

Мастодонозавр

Мастодонзавры жили 250 млн. лет назад. Их предками были стегоцефалы. Типовой вид — Mastodonsaurus giganteus, описан Г. Йегером в 1828 году на основании останков из среднего триаса Германии. Они были обнаружены в Гайлдорфе и представляли собой зуб и часть затылочной кости, лежавшие рядом, но доставленные в лабораторию разными сборщиками. Тем не менее, Йегер отнес зуб к рептилии (собственно Mastodonsaurus), а затылок, на основании наличия двух мыщелков, отнес к земноводным (род Salamandroides).

Мастодонзавры были придонными малоподвижными хищниками, вероятно, практически не покидавшие воду. Они охотились преимущественно на рыб и поэтому редко оставляли водную среду. Они лежали в воде в ожидании добычи, и когда добыча приближалась, хватали её.

Мастодонзавр - громадное животное, общая длина могла доходить до 6 м, а одна только голова у их была не меньше метра в длину. Первоначально считалось, что длина черепа составляла около трети общей длины, но изучение полных скелетов из Купферцелля показало, что это не так. В действительности череп составлял около четверти общей длины, а то и меньше. Конечности у мастодонзавр были слабые. Тело напоминало тело крокодила, но более плоское и массивное. По мнению других исследователей, по внешнему виду они больше напоминали огромных лягушек. Позвонки стереоспондильные..

Череп мастодонозавра был треугольной формы, плоский, но с высоким затылком, длина черепа достигала 1,25 −1,4 м. Кости черепа очень толстые. Глазницы были сближены, и располагались примерно посередине черепа, направлены вверх. Лобная кость образует внутренний край глазницы, заглазничная — без бокового выступа. Задние выросты таблитчатых костей направлены латерально. Ушные вырезки маленькие, незамкнутые. Хорошо развиты широкие борозды органов боковой линии на черепе, череп покрыт крупноячеистой скульптурой (диагностический признак рода). Впереди ноздрей — два отверстия, сквозь которые при закрытой пасти проходили вершины «клыков» нижней челюсти. Нижняя челюсть с большим засочленовым отростком. Зубы очень многочисленные, мелкие, на максилле расположены в 2 ряда. Крупные «клыки» есть и на небе.

Кожа этих животных увлажнялась слизистыми железами.

Название рода связано, вероятно, с сосцевидной формой зубов, а не с их гигантским размером (первые найденные зубы были, по-видимому, «клыками» нижней челюсти). Интересно, что посткраниальные остатки были известны уже в XIX веке, но их не описали адекватно. Именно отсюда происходит бытовавшее в течение более 100 лет представление о мастодонзавре как о гигантской лягушке, начало которому положил Р. Оуэн. В то же время, Р. Доусон, уже в конце позапрошлого века, писал, что триасовые лабиринтодонты больше напоминали тритонов или крокодилов.