Котилозавр Gansurhinus qingtoushanensis. Котилозавры = Cotylosauria Динозавры. Мир динозавров. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Котилозавры = Cotylosauria

Котилозавр Gansurhinus qingtoushanensis

В формировании Сидагоу (средний пермский период) в Китае в провинции Ганьсу обнаружен новый котилозавр, получивший название Gansurhinus qingtoushanensis, gen. et sp. nov.

Котилозавр Gansurhinus qingtoushanensis

Котилозавры это самая долговечня клада палеозойских рептилий, которые прожили на свете около 50 млн лет. Котилозавры являются практически пионерами всего многообразия пресмыкающихся и географического распространения всех сухопутных позвоночных. В начале своего существования котилозавры имели относительно небольшие размеры - примерно 30 см от конца морды до ануса и были плотоядными животными. Они известно только по находкам из Северной Америке и Западной Европы. Для них был характерен единственный ряд зубов, расположенный на обеих челюстях.

Однако уже к середине пермского периода котилозывры превратились во всеядных и травоядных животных, которые распространились практически по всей Пангее, так как их находки известны из России, Центральной Европы а также Лавразии (включавшей современные Центральную и Южную Африку, а также Индию). При этом некоторые таксоны тогда обладали несколькими рядами зубов.

Новый ископаемый котилозавр свидетельствует о том, что множественные ряды зубов у котилозавров в процессе эволюции появлялись несколько раз. Причём только представители семейства Moradisaurinae обладало одновременно и многочисленными рядами зубов, и большим телом. Вероятно, тем самым природа стремилась наделить животных дентальной окклюзией.

Первые находки котилозавров были сделаны на территории Китая в 1987 году. Материал из формирования Наобаогоу (что соответствует позднему пермскому периоду) Внутренней Монголии состоял из нескольких фрагментов челюстей, которые были найдены в сомкнутом положении. Вывод о множественности зубных рядов был сделан по их корням, однако фрагментарность находки и необычная морфология привели к тому, что описание останков было сочтено предварительным и оставлено специалистами без внимания.

Новые обнаруженные останки котилозавра меняет ситуацию, так ка они показали, что Gansurhinus qingtoushanensis был представителем семейства морадизавров  (Moradisaurinae) и имел средние размеры. С этим таксоном его роднит длинная диастема между единственным передним зубом и несколькими рядами зубов в верхней части зубного аппарата. Новый вид отличает от прочих морадизавров наличие не более пяти зубных рядов, а также то, что отдельные зубы имеют рогообразную выемку в задней части верхушки.

Факт обнаружения данного котилозавра в Китае подтверждает гипотезу о том, что к концу палеозоя территория нынешней КНР стала пангейским полуостровом. И проникновение туда котилозавров позволяет говорить, что это были первые представители клады Eureptilia, заселившие позже сушу практически всего мира.