Грызуны, крысы, мыши, дикобраз, белка, суслик, слух, зрение, зубы, иглы, рекорды, достижения, поведенияе, питание, размножение

Интересные факты из биографии грызунов

Кормовые столики ондатр

У ондатр кроме оборудованного жилища есть еще кормовые столики. Они представляют собой небольшие платформы из огрызков прибрежной растительности, которыми ондатры питаются.

Луговые собачки целуются при встрече

У луговых собачек Cynomys высоко развита система связи. Известно много различных звуковых сигналов и множество поз тел, которые используются ими для оповещения, предупреждения об опасности и просто для общения. Ученые зафиксировали сигналы, лежащие в диапазоне от "внимание, опасность!" до "всё спокойно". Кстати, название "собачка" им было дано из-за высоких лающих звуков. Другой способ коммуникативной связи между собачками - физический контакт. Например, они целуются при встрече, причем поцелуи членов группы отличаются от поцелуев с новичками и женихами-невестами.

Социальная жизнь кр Фотоыс

У крыс, как у львов, тоже есть "прайд", но обязанности в нем распределены примерно так, как у пчелок. Есть даже стражники и камикадзе, проверяющие, реальна ли опасность, "подсунутая" людьми. Например, лакомый кусочек пищи, "вдруг" оказавшийся в укромном месте. Если находка вызывает подозрение у вожака, то на проверку отправляют, как бы это сказать, крысу-дегустатора. И смотрят, что будет с ней после еды. Если дегустатору плохо, соплеменники его не бросают на произвол судьбы, а дружно тащат к воде и заставляют (даже принудительно!) пить и пить до тех пор, пока организм тут же и не очистится. Отравленная крыса-дегустатор воскресает на глазах сородичей, и они волокут больную от воды в нору, где можно отлежаться.

Крыса-камикадзе первой бросается на опасность и проверяет, свободен ли путь для набега или отступления.

Мыши лысеют

Американские ученые нашли ген потери волос и создали трансгенных мышей, которые лысеют раньше времени. С помощью методов генной инженерии создали линию грызунов, у которых постоянно вырабатывается в больших количествах белок, повышенное содержа Фотоние которого приводит к выпадению волос. К вставленному гену ученые привязали ген фермента люциферазы, выделенной из светлячков, и теперь по свечению клеток кожи можно судить о том, насколько активно работают оба гена. Примечательно, что степень облысения прямо пропорциональна концентрации найденного белка. Содержание этого белка, названного тетрациклиновым трансактиватором, можно понизить, давая мышам диоксициклин. Примерно через неделю волосяной покров полностью восстанавливается.

Белки бегут из Ивдельского района

В ивдельских лесах исчезли белки. Около 30-50 тысяч белок мигрировали в соседние районы. Причина – отсутствие корма. На протяжении последних трех лет урожай сосновых и кедровых шишек резко снижался, в 2002 году упал до нуля. Теперь охотники ожидают возвращения белок не ранее чем через два сезона, когда шишки появятся вновь.

Боязнь новизны сокращает жизнь

У крыс с фобией к новизне после новых переживаний уровень гормонов стресса выше, чем у их смелых собратьев, и умирают они в более молодом возрасте. Ученые отобрали пары братьев: после нового переживания уровень гормона стресса кортикостерона в крови у боязливых животных был на 20% выше, чем у их бесстрашных родичей. Неофобы жили в среднем 599 дней, тогда как смелые животные в среднем прожили на 102 дня больше.

Разведение мышей и крыс

Поль Макманус (Австралия) – самый крупный заводчик грызунов. Все началось год назад, когда он стал покупать грызунов для своего магазина в качестве живого корма. Сейчас у него на ферме 5 000 животных, и каждую неделю его питомцы приносят потомства 500 - 1 000 детенышей, которое он планирует довести до 4 000 - в неделю. Его крысы стоят от 60 центов до $4 в зависимости от размера.

Любвеобильный хомяк - отец мышей-мутантов

В Мордовии ручной грызун припеваючи жил в доме и даже породнился с мышами, произведя на свет мышей-мутантов.

Ревнивая шиншилла

Супруг-шиншилла закатывает сцены ревности, обнаружив, что за женой-шиншиллой кто-то ухаживает! Соперники могут не на шутку подраться, вцепиться друг другу в уши. А вот с период ухаживания кавалер метет хвостом пол и поет любимой песенки, а дама внимательно слушает, навострив ушки. В семье у них матриархат, главная всегда самочка.

Крысы достигают половой зрелости в 50-60 дней, и в возрасте 3-10 мес. самки активно приносят потомство. Это происходит 1-2 (реже 3) раза в год. Беременность длится 21-23 дня. Роды протекают 1/5 часа При благоприятных условиях пара крыс может производить на свет до 15 000 детенышей в год. В приплоде 8-10 (максимально 22, минимально 1) детеныш.

Боятся запаха кошачьей мочи

Чтобы избавиться от мышей и крыс, иногда достаточно одного запаха кошачьей мочи – у крыс меняется численность выводка. Меняется и соотношение полов среди новорожденных, появляется больше самцов (обычная норма 52%-самцы, 48%-самки). Причина - в гормональных сдвигах в организме матери, в три раза снижается уровень прогестерона, отвечающего за поддержание беременности.

Когда грызуны живут в переполненных клетках

Когда беременным самкам дают нюхать мочу сородичей, живущих в переполненных клетках, в организме матери, в три раза снижается уровень прогестерона, отвечающего за поддержание беременности. Когда крысы живут в переполненной клетке, распад белков происходит в мышцах. Животные теряют до 20% массы тела, как бы "поедают сами себя". В условиях слишком большой плотности в природе животным начинает не хватать пищи, что немедленно сказывается на составе их мочи, что сигнализирует - с размножением лучше повременить.

Рожают шиншиллы

... не в пример другим своим грызущим родственникам, очень редко и помалу. Этим также объясняется высокая стоимость щенков. Раз в полгода самочка может принести одного-трех, реже четыре-пять, малышей.

Средний вес новорожденного крысенка 6 г. Его глаза открываются на 14-17 день, резцы прорезаются на 8 день, он начинает есть твердую пищу на 12 день, рост волос начинается в возрасте 10 дней, покидает мать на 21 день при весе 45 г.

Состав молока крысы: 13% жира, 9,7% белок, 3,2% лактозы.

Дикобразики уже рождаются с зубами и иголками,

...последние, впрочем, сразу после рождения еще довольно мягкие и ничуть мать не ранят. Впрочем, уже через полчаса после рождения иголки обретают твердость, а дикобразик - дополнительные шансы к выживанию в этом непростом для него мире.

Разведение мышей и крыс

Зимняя спячка

Мелкие грызуны в дикой природе впадают в спячку, когда температура падает ниже определенного уровня, и становится трудно добывать еду. Все жизненные процессы животного замедляются почти до нуля, и оно становится совершенно инертным. У американской земляной белки, например, пульс падает с трехсот ударов в минуту до пяти.

Делают гнезда

Белки часто поселяются в пустых дуплах дятлов, но могут сооружать и собственное гнездо – гайно. Это шарообразное гнездо из веток, выстланное внутри мхом и лишайником. В гнезде несколько боковых выходов, чтобы куница не смогла застать хозяйку гнезда врасплох. Гнездо белки – гайно – надежное убежище от холода. Так, при температуре окружающего воздуха от -4 до -10оС температура внутри гнезда бывает от +10 до +20оС

Для сурков роют норы

Развести на Курщине сурка-байбака было инициативой местного управления по охране и регулированию использования охотничьих животных. Сто особей грызуна курские специалисты закупили в соседней Воронежской области. Для "новоселов" специально вырыли норы.

Дикобразы не всегда уходят из родительских нор

...причем в одной гнездовой норе может собраться даже несколько поколений дикобразов, образовав таким образом колючую колонию. Дикобразы. преимущественно наземные стопоходящие животные, ведущие ночной образ жизни. Обитают они в пустынях, саваннах, лесах.

Домики бобров могут иметь высоту в 3-5 м. В сильные морозы над ними стоит пар - верный признак обитаемости жилья.

Строители плотин

Бобры используют для запруд главным образом ольху, осину и иву: тонкие деревца эти грызуны валят всего восемью-десятью укусами, а с деревьями потолще (12-15 см в диаметре) справляются за 3-4 мин. Свалить иву в 1-1,5 обхвата для бобров тоже не проблема. Подгрызая дерево, эти грызуны действуют так, чтобы оно упало в нужном направлении. Затем звери обгрызают ветви и разделывают ствол на куски, которые перетаскивают к месту будущей плотины. Одни куски дерева бобер с силой втыкает заостренным концом в дно, другие хорошенько укрепляет между ними, чтобы не унесло течением. Работает при этом бобр и зубами, и лапами, и головой. Для надежности грызуны подпирают плотину с боков специальными поперечинами и рогульками. Промежутки в конструкции трудолюбивые зверьки законопачивают ветками, илом, листьями и глиной, принося весь этот материал к месту строительства в передних лапках.

Самые длинные плотины

Самые длинные из известных бобровых сооружений достигали 700 м и были настолько прочны, что по ним спокойно мог проехать всадник. Одному животному сделать такое не по силам, здесь требуется серьезная совместная работа не одной семьи (на одном водоеме их может быть несколько), а порой и не одного поколения. Ведь плотину важно не только построить, но и постоянно за ней следить: подновлять, ремонтировать, регулировать уровень воды. Высота плотин редко превышает 1,5 м, но в одном Вайомингском ущелье американские ученые обнаружили плотину шестиметровой высоты при ширине 10 м. Но самая большая из всех известных бобровых плотин была найдена в американском штате Нью-Хэмпшир вблизи городка Берлин. В ее строительстве участвовало не менее 40 бобровых семей, а длина плотины достигала 1200 м!

Размеры бобровой плотины

зависят от ширины и глубины русла водоема, быстроты течения, качества строительного материала. Так, например, в Северной Америке известна плотина длиной в 652 м, местами ее высота – 4,3 м при ширине у основания 7 м и 1,5 м по гребню.

С крысами борются электричеством

В борьбе с крысами в Москве теперь применены охранно-защитные системы. Это - абсолютно безопасные для людей электроустановки. Частота и сила тока в установке такая же, как в телефонном кабеле. Прикоснувшись к оголенному в определенном месте кабелю, крыса получает разряд тока, который нарушает у нее органы обоняния. И ни крыса, ни мышь в данное место больше уже не вернется. Более того, больная крыса передает сигнал тревоги или опасности всему клану. К тому же, после такого знакомства с электричеством у самки снижается скорость размножения. Специалисты говорят, что при нормальных условиях крыса способна принести до 17 крысят, а в экстремальных условиях - только двух.

К белкам-альбиносам приставили отряд полицейских

В городке Олней, штат Иллинойс, где водятся белки-альбиносы, особенная гордость города, создан специальный полицейский отряд, который занят исключительно охраной этого вида. На униформе отряда красуется знак белой белки, и эти стражи закона денно и нощно блюдут покой подопечных. Любой человек, так или иначе проявляющий агрессию по отношению к белкам, подвергается аресту и крупному штрафу. Интересно, что в Олнее белки-альбиносы имеют «право зеленого света» на дорогах – водители обязаны всегда уступать им дорогу, какой бы загруженной ни была трасса и как бы человек ни спешил.

На территории Якутии восстанавливают популяцию речного бобра

В районе "40 островов" (в природном парке Усть-Вилюйский) в 2001 году были расселены 19 тюменских бобров, все бобры хорошо перезимовали. В 2002 году из Тюмени же привезли еще – 44. Министерство охраны природы РС(Я) утверждает, что в ближайшие 10-15 лет бобр создаст устойчивую популяцию. Численность ее позволит создать здесь пушно-промысловое хозяйство.

Спасением людей займутся крысы

Крысы имеют отличное обоняние и способны проникать в самые маленькие отверстия. Это и подвигло ученых использовать их для поиска попавших в завалы жертв землетрясений. Когда крыса находит человека, электрод, вмонтированный в мозг, подает сигнал на специальный радиопередатчик, прикрепленный на спине крысы. Предполагается, что спасатели будут определять местонахождение крысы по этому передатчику, и одновременно фиксировать мозговые импульсы, замечая момент, когда крыса почует запах человека.

Скалистая белка может жить без воды до 100 дней

Рекорд способности обходится без воды принадлежит не верблюду, а скалистой белке из Южной Мексики. Этот небольшой зверек может жить без воды до 100 дней.

Экологи решили развести белок в пяти парках Москвы

Разводить белок в пяти столичных парках решили московские экологи. И хотя пушистые зверьки уже живут в 38 лесных массивах города, беличье население столицы пока очень невелико. Главными врагами белок специалисты считают очень многочисленных в центре города ворон-москвичек: случается, что эти хищницы атакуют даже кошек. Если белочки не смогут самостоятельно укрываться от воронья, им придется продолжать жить в вольерах.

Белки будут жить в саде “Эрмитаж”, парке Горького, Филевском детском, парке Дружбы у Речного вокзала, а также в детском парке “Усадьба Трубецких в Хамовниках” - в каждый из парков планируется заселить по шесть белок. Взрослые поселятся в вольерах, на свободу выйдет только подросший молодняк. Для всех беличьих семей построят домики, специалистам поручат следить за тем, чтобы они были сыты и здоровы.

Самое опасное для человека мелкое млекопитающее

- это крыса. Как серая крыса, или пасюк (Rattus norvegicus), так и черная (R. rattus) - косвенные потенциальные убийцы. Они переносчики более чем 20 возбудителей различных инфекций, в том числе бубонной чумы (Черная смерть), передаваемой человеку через укус крысиной блохи. Крысы переносят также лептоспироз, возвратный тиф, хайверхиллскую лихорадку, эпидемический блошиный тиф.

Нашествие бобров и ондатр

В Саратовской области стремительно растет число бобров и ондатр: в области обитают 3 тысячи ондатр и полторы тысячи бобров.

Бобромания в Нью-Джерси