Летучие мыши, рукокрылые, крылан, вечерница, нетопырь, вампир, эхолокация, слух, зрение, зубы, рекорды, достижения, поведенияе, питание, размножение

Любопытные факты о летучих мышах

Читать здесь:Краткий обзор семейств отряда рукокрылых

* Общая характеристика

* Как поймать летучую мышь?

* Летучие мыши: факты, цифры...

Почти четверть всех млекопитающих умеет летать. Летучие мыши насчитывают в своих рядах 985 видов, что составляет 23,1% всех видов млекопитающих. Рукокрылые (Chiroptera), отряд мелких крылатых млекопитающих весьма древнего происхождения – 60-70 миллионов лет назад у первобытных древесных млекопитающих развились летательные перепонки по бокам тела, которые затем в ходе эволюции были преобразованы в настоящие машущие крылья. Рукокрылые обитали в Старом и Новом Свете уже в среднем эоцене, около 50 млн. лет назад. Скорее всего они произошли от древесных насекомоядных в Восточном полушарии, но древнейшая ископаемая летучая мышь, Icaronycteris index, обнаружена в эоценовых отложениях Вайоминга.

Ныне известно около 1000 видов рукокрылых. Длина тела рукокрылых от 3 до 4 см, размах крыльев от 18 до 150 см, вес от 4 до 900 г.

Где обитают рукокрылые

Во всех странах света, за исключением Арктики и Антарктиды. Один из наиболее распространенных видов – подковоносы, в тропиках и в странах старого Света с умеренным климатом их больше 50 видов. Ночницы – другие часто встречающиеся летучие виды насчитывают 70 видов. За Северный полярный круг прон Фотоикает лишь один вид. А вот на Сейшельском архипелаге, объединяющем около 45 островов в Индийском океане, из млекопитающих водятся только летучие мыши.

Как летучие мыши научились летать

Летучие мыши научились летать благодаря мутации одного-единственного гена. Этот ген позволил им отрастить необычайно длинные пальцы, из которых развивались крылья. Примерно 50 млн лет назад предки сегодняшних летучих мышей впервые поднялись в воздух. Поскольку ни разу не были найдены ископаемые особи близкого вида на переходной стадии, метаморфоза произошла стремительно с точки зрения эволюции.

Самое маленькое из млекопитающих

– это летучая мышь из Таиланда, носящая название свиноносая летучая мышь Китти (Kitti''s Hog-nosed Bat) Craseonycteris thonglongyai, которая имеет длина только 2,9-3,3 см и весит всего 1,7-2 г. Эта мышь уступает в размерах многим насекомым и улиткам. Минимум 3.5 см длины головы и тела бананового нетопыря-карлика, одного из самых маленьких рукокрылых. Весит он 4 грамма.

Самая большая летучая мышь

... имеет в размахе крыльев 45-50 см, а вес 100 граммов – это южноамериканский большой ложный вампир и австралийская мегадерма, именуемая также ложным вампиром. Ложный вампир (Vampyrum spectrum), самая крупная летучая мышь Нового Света длиной околой 135 мм при массе 190 г и размахе крыльев до 91 см. Немного уступают им в весе и росте малайские голые бульдоговые летучие мыши. Самая крупная летучая мышь США – большой эумопс (Eumops perotis), называемый также усатой бульдоговой летучей мышью. Длина ее тела (головы и туловища) ок. 130 мм, хвоста – 80 мм, масса до 65 г, размах крыльев может превышать 57 см.

Голокожие летучие мыши

Известно два вида голокожих летучих мышей (Cheiromeles) из Юго-Восточной Азии и Филиппин (C. torquatus и C. parvidens), они почти полностью безволосы – уцелели лишь немногие волоски. Самый крупный из крыланов – летучая лисица яванский калонг (Pteropus vampyrus) длиной до 40 см, имеет размах крыльев около полутора метров и весит около килограмма.

Рекорд по вонючести

…установили малайские голые бульдоговые летучие мыши. Их запах поразителен и напоминает интенсивный смрад давно не мытого человека. Если крепко держать животное в руке и открыть пальцем его шейные карманы. Где находятся пахучие железы, то запах становится невыносимым.

Цветового зрения нет

Как показали эксперименты, рукокрылые не различают цветов, а поскольку для них типичен ночной или сумеречный характер активности. Окраска рукокрылых красочными нарядами летучие мыши не блещут: бурые, серые, почти черные. Но есть и красно-бурые, и оранжево-красные, и кремовые, и даже белые. Желтокрылый ложный вампир (Lavia frons), поедающий насекомых, отличается огромными ушами и длинным шелковистым мехом с оранжевыми, желтыми и зелеными переливами, который тускнеет после смерти животного. У некоторых южноамериканских ложных вампиров белые продольные полосы на голове и сине. У африканской мыши эптезикуса крылья белые, но тело бурое. А у одной африканской ночницы крылья черные, а шерсть на теле желтая или оранжевая. Бывает, что самки бурые, а самцы оранжевые или красные. Футлярохвостые, или мешкокрылые летучие мыши (Emballonuridae), – зверьки от мелких до средних размеров, один вид из Центральной и Южной Америки отличается чисто белой окраской, он так и назван – белым футлярохвостом (Diclidurus albus).

На летательные мускулы приходится лишь 7 процентов веса

На мускулы, приводящие крылья в движение, приходится лишь 7 процентов веса животного (у птиц в среднем 17). Однако на грудине у рукокрылых вздымается небольшой, подобный птичьему киль, к которому крепятся главные из этих мышц.

Как устроены крылья у летучих мышей

Крылья ящеров-птеродактилей натянуты были помимо плеча и предплечья на очень длинном мизинце. У рукокрылых перепонку крыла поддерживают кости четырех очень длинных пальцев «рук». Третий палец равен обычно длине головы, тела плюс ноги. Лишь конец первого, то есть большого, пальца свободен, выступает из переднего края перепонки и снабжен острым когтем. У большинства видов свободен и крохотный коготь второго пальца. Пальцы задних конечностей – с когтями и от перепонки свободны. Ими рукокрылые, отдыхая днем или в зимней спячке, цепляются за ветки и другие предметы: повиснут вниз головой, плотно прижав к телу свои эластичные крылья, мускулатура которых, сокращаясь, стягивает и уменьшает их поверхность.

Особенности ночного зрения

Отраженный ультрафиолетовый свет притягивает летучих мышей, жаждущих сочного угощения. Эти мышки живут только в тропических лесах Центральной и Южной Америки. Растения тропических лесов с отражающими ультрафиолетовый свет цветами способны помогать ориентироваться не видящим цвета мышам Glossophaga soricina в поиске нектара. Чувствительность мышей к ультрафиолету – одна из сторон возникшего в ходе эволюции симбиотического отношения между летучими мышками и цветами. Цветы дают пищу в виде нектара, а мыши опыляют их, помогая размножаться. Помимо этого летучие мыши используют эхолокацию и характерный запах цветов для обнаружения богатых нектаром соцветий.

У ночные летучие мышей колбочки в глазах практически не функционируют. Зато у них есть палочки, позволяющие видеть в условиях малой освещенности. С помощью колбочек большинство млекопитающих воспринимает ультрафиолетовый свет, а мыши пользуются единственным рецептором-палочкой для распознания светового излучения в диапазоне от 310 до 600 нанометров. Поскольку диапазон ультрафиолетового излучения находится в пределах 100-400 нанометров, а диапазон видимого света – от 380 до 770 нанометров, то рецептор Glossophaga soricina позволяет видеть как в ультрафиолетовом, так и в видимом свете. Уинтер и его коллеги полагают, что эта уникальная система зрения возникла в ходе эволюции для того, чтобы помочь мышкам находить отражающие ультрафиолетовый свет цветы в сумерках, когда весь световой спектр смещен к этим коротким волнам.

Зачем ринопоме хвост

У большинства летучих мышей хвост обтянут летательной перепонкой. Свободнохвостые летучие мыши (Rhinopomatidae) из Северной Африки и Южной Азии – мелкие зверьки с длинным хвостом, похожим на мышиный. В этом семействе один род и три вида. У ринопомы хвост тонкий, длинный, равен длине головы и туловища и торчит целиком из перепонки. Заползая в щели и пятясь задам, ринопомы хвостом прощупывают дорогу.

Запасы жира

Сзади у ринопом тело голое, а под голой кожей на крестце, в основании хвоста и на брюхе спрятаны богатейшие запасы жира – они равны почти половине веса самого зверька.

Всегда налево

Вылетая из пещеры, летучие мыши всегда поворачивают налево.

Летучие мыши и крыланы

В отряде рукокрылых два подотряда: летучие мыши (Microchiroptera) с 18 семействами и крыланы (Megachiroptera) всего с одним семейством крылановых (Pteropodidae), включающим плодоядные формы Старого Света. В 19 семействах насчитывается более 170 родов и почти 1000 видов. Летучие мыши все без исключения наделены звуковыми эхолотами. У крыланов ими обладают лишь немногие виды - только летучие собаки, или ночные крыланы (Rousettus), используют простую форму эхолокации. Самые маленькие из крыланов не больше средних летучих мышей. Тропические звери крыланы живут в Африке, Азии и Австралии, но не водятся в Южной Америке, на Тасмании и в Новой Зеландии.

Молотоголовый крылан крякает

Самец африканского молотоголового крылана (Hypsignathus monstrosus) отличается крупной головой с похожей на молоток мордой, а его огромная гортань занимает треть полости тела. Взрослые самцы обладают парой воздушных мешков, которые открываются по бокам носоглотки и могут быть по желанию надуты, а также огромной, увеличенной гортанью и голосовыми связками. Гортань почти равна по длине половине позвоночного столба, заполняет большую часть грудной полости и оттесняет сердце и легкие назад и вбок. В результате крылан производит продолжительные звуки. Похожие на кряканье или кваканье, которое привлекает самок. Объединенные хоры крыланов напоминает лягушачий пруд.

Используют эхолокацию

Две группы млекопитающих прибегают к эхолокации – это дельфины и летучие мыши. Летучие мыши обычно издают звуки высотой в 50 000-60 000 Гц и воспринимают их. Вообще же они способны издавать ультразвуковые сигналы частотой в диапазоне 20-120 кГц и продолжительностью 0,2-100 милисекунд, которые летучие мыши генерируют гортанью и испускают через рот или ноздри.

Примитивный эхолот крупных рукокрылых

Крупные летучие собаки, или ночные крыланы (Rousettus), которые питаются фруктами в тропических лесах, обладают более примитивным эхолотом: в полете они все время щелкают языком. Звук порождаемый не гортанью, а языком, прорывается наружу в углах рта, которые у роузеттуса всегда приоткрыты. Миллиметровую проволоку роузеттусы засекают с расстояния в несколько метров.

В темноте находят проволоку

С помощью такого ультразвукового "видения" летучие мыши обнаруживают в темноте натянутую проволоку диаметром 0,12-0,05 мм, улавливают эхо, которое в 2000 раз слабее посылаемого сигнала, на фоне множества звуковых помех могут выделять полезный звук, то есть только тот диапазон, который им нужен.

Летучие мыши могут отличить сосну от дуба

Радарная система, используемая летучими мышами для путешествий в темноте, оказалась более сложной, чем полагали ранее. С её помощью летающие млекопитающие могут различать типы деревьев, отдельные объекты, типа насекомых или плодов. Летучие мыши, как известно, испускают высокочастотные сигналы и слушают эхо. Но они также производят огромное количество фонового шума или "беспорядка", который, как думали учёные, был лишним, и игнорировался животными. Однако эта информация фактически ассимилируется летучей мышью в сложное трёхмерное изображение ближайшей области пространства. Например, летучие мыши выполняют своего рода вычисление "грубости" или "гладкости" поверхности предмета, отражающего звук, и даже могут отличить сосну от дуба. Для этого они оценивают изменение амплитуды каждого эха (а животные посылают до 100 "запросов" в секунду) по времени.

Человеческий глаз не в состоянии уловить движение крыльев летучей мыши,

...потому что оно совершает 12 колебательных движений за то время, которое нам требуется. Чтобы уловить одно такое движение. Установлено, что летучие мыши при эхолокации воспринимают звуки частотой до 100 кГц. Для сравнения: верхний предел слуха человека – 20 кГц. В пределах своего диапазона нормальное человеческое ухо воспринимает все тоны беспрерывно, без пропусков.

Секрет летучих мышей – в гортани

В гортани в виде своеобразных струн натянуты голосовые связки, которые вибрируя производят звук. Гортань ведь по своему устройству напоминает обычный свисток. Выдыхаемый из легких воздух вихрем проносится через нее – возникает «свист» очень высокой частоты до 150 тысяч герц (человек его не слышит). Летучая мышь может периодически задерживать поток воздуха. Затем он с такой силой вырывается анружу, словно выброшен взрывом. Давление проносящегося через гортань воздуха вдвое больше, чем в паровом котле. В секунду следует от 5 до 60, а у некоторых видов даже от 10 до 200 импульсов. Каждый импульс, «взрыв», длится обычно всего две – пять тысячных долей секунды, а у подковоносов – десять сотых секунды.

Давление выше, чем в паровом котле

У летучих мышей ультразвуки обычно возникают в гортани, которая по устройству напоминает обычный свисток. Выдыхаемый из легких воздух вихрем проносится через него и с такой силой вырывается наружу, словно выброшен взрывом. Давление проносящегося через гортань воздуха вдвое больше, чем в паровом котле! Более того, издаваемые звуки очень громкие: если бы мы их улавливали, то воспринимали бы, как рев двигателя реактивного истребителя с близкого расстояния. Не глохнут же летучие мыши потому, что у них есть мышцы, закрывающие уши в момент испускания разведывательных ультразвуков. Безопасность ушей гарантируется совершенством их конструкции: при максимальной частоте следования зондирующих импульсов - 250 в секунду - заслонка в ухе летучей мыши успевает открываться и закрываться 500 раз в секунду.

Сколько криков

Перед стартом летучая мышь издает в секунду лишь 5-10 ультразвуковых импульсов. В полете учащает их до 30. С приближением препятствия звуковые сигналы следуют еще быстрее – до 50-60 раз в секунду. Некоторые летучие мыши во время охоты на ночных насекомых, настигая добычу, издают даже 250 криков в секунду.

Способны запеленговать

Эхолокатор летучих мышей – очень точный навигационный «прибор»: он в состоянии запеленговать предмет диаметром всего 0,1 мм. А вот на проволоку толщиной 0,07 мм зверьки натыкаются.

Эхолот работает и под водой

У летучих мышей-рыболовов эхолот, пробив толщу вод, отражается от плавательного пузыря рыбешек и возвращается к рыболову. Поскольку в рыбе больше 90 процентов воды, она почти не отражает подводных звуков. Но наполненный воздухом плавательный пузырь – достаточно «непрозрачный» для звука экран. Не все звуковые волны отразятся от рыбы и не все, пробившись вновь в воздух, попадут в уши эхолотирующего зверька. Обратно из-под воды рыболов получает лишь вчетверо менее мощное эхо, чем обычная летучая мышь, эхолотирующая насекомых в воздухе.

Питаются рыбой

По крайней мере 3 вида ловят мелкую рыбу, хватая ее когтями задних конечностей у поверхности воды; это большой рыболов (Noctilio leporinus), рыбоядная ночница (Myotis vivesi) и индийский ложный вампир (Megaderma lyra). Некоторые летучие мыши – макродермы, например, при случае ловят рыб, но виды ноктилио (родственник ночниц) и пизонкс достигли совершенства в рыболовстве. В сумерках, а иногда и полсе полудня, в компании с пеликанами. Эти крупные летучие мыши летают над водой озер и морских прибрежий. Вдруг окунают лапы в воду, выхватывают рыбешку и тут же отправляют в род, в защечный мешок. В неволе ноктилио пожирали за ночь 30-40 небольших рыбешек каждый.

Антиэхолоты насекомых против летучих мышей

У некоторых ночных насекомых развились чувствительные к ультразвуку органы слуха, которые помогают им заблаговременно узнавать о приближении опасности. А вот ночные мотыльки густо покрыты мелкими волосками, мягкие материалы поглощают ультразвук. Другие ночные жуки и бабочки, запеленгованные летучей мышью, складывают крылья и падают вниз, замирая в неподвижности на земле.

Скорость полета

Охотятся и днем

Фигуры высшего пилотажа

Скорость полета

Стартуя падают вниз

Стартуя с ветки или иного какого предмета, одни летучие мыши просто падают вниз, а потом, расправив крылья, летят. Другие еще в положении вниз головой машут крыльями, с силой вздымают свое тело вверх, быстро разжимают лапки и летят. С горизонтальным выступов они взлетают, как с земли – прыгнув в воздух.

Полагаются на память

Летучие мыши, привыкая летать по давно испытанным трассам, избирают гидом свою память и не прислушиваются тогда к своим эхолотам.

Бедровые кости у летучей мыши настолько тонки, что она не может ходить. Многие летучие мыши неспособны передвигаться по твердой поверхности, но вампиры быстро и ловко ползают, опираются при этом они на мозоли кистевого сгиба крыльев и подошвы задних ног. Некоторые виды лазают по вертикальным плоскостям тоже ловко, цепляясь когтями больших пальцев, которые торчат спереди из перепонки крыла, и когтями задних лап. Это не относится к подковоносам, которые на земле довольно беспомощны, ползать по горизонтальным плоскостям не умеют и потому спят в убежищах с широкими входами, в которые можно влетать.

Вода летучим мышам не страшна

Хлопая крыльями, летучие мыши и прыгая вроде как по воде, летучие мыши довольно быстро выбираются на берег.

Пьют на лету

Летучие мыши спускаются к воде, утоляя жажду несколькими слизанными на лету каплями.

За час – грамм

Летучая мышь весом семь граммов за час наловила 1 грамм насекомых. Еще одна малютка, которая весила всего три с половиной грамма, так быстро глотала комаров, что за четверть часа «пополнела» на десять процентов. За 15 секунд охоты было поймано 175 комаров – каждые 6 секунд – комар.

Могут съесть и скорпиона