еж, кутора, путорак, крот, землеройка, выхухоль - питание, размножение, строительство, охота

О зверях и их жизни

Цветное зрение .Человек, человекообразные обезьяны и все мартышки Старого Света - единственные из млекопитающих, наделенные даром трехцветного зрения. У них три типа клеток-рецепторов, различающих синий-желтый, красный и зеленый цвета. Среди мартышек, живущих в Южной и Центральной Америке, таким зрением обладают только обезьяны-ревуны. Ранее считалось, что цветное зрение нужно обезьянам, чтобы увидеть фрукты среди зеленого массива джунглей. Но затем оказалось, что для поиска спелых плодов им вполне достаточно черно-белого зрения.

Ночное зрение тигров в шесть раз лучше, чем у людей

Из-за механизма, отражающего свет назад к сетчатке, ночное зрение тигров в шесть раз лучше, чем у людей.

Секреты кожи

Кожа состоит из сильно развитого соединительнотканного (мезодермального) слоя и эпидермиса (эктодермального происхождения) с многочисленными вторичными образованиями. Многочисленные кожные железы млекопитающих играют роль в терморегуляции и обмене веществ (потовые) Самая толстая кожа у носорогов, у которых на спине и на боках ее толщина достигает 2,5 см или 1 дюйм.

Крем от загара

В коже находятся пахучие железы различного сигнального назначения (запах следа. маркировка территории, поиск и привлечения брачного партнера и т.д.). У гиппопотамов секретируется красноватого цвета масло из потовых желез, оно вполняет функцию крема от солнца, поэтому животные не обгорают на солнце.

У носорогов нет избытка железа

Клетки крови носорога содержат в 50 раз больше тирозина (ароматическая аминокислота, входящая в состав многих белков и пептидов), чем человеческие. Как раз тирозин и защищает животных от избытка железа.

Экологически приспособляемые виды

Очень разнообразны и гибки млекопитающие в экологическом отношении. Они живут повсеместно, кроме толщи воды, дна, сплошных ледниковых областей суши и снеговых горных вершин выше 5000 м. Экологическая гибкость отдельных видов млекопитающих очень велика. Например, барсук всеяден, водится от пустынь до северной тайги, на Севере спит до 7 месяцев, на юге не впадает в спячку.

Сперма китов не тонет на протяжении двух часов и может распространяться на поверхности воды в округе мили от самца.

Полые иглы

Полости многочисленных игл дикобраза (Hystrix) заполнены воздухом, поэтому животное не тонет, попав в воду.

Обжоры и пьяницы

Любят вино

Мадагаскарские лемуры любят вино.

И долго спят

Немецкие ученые обнаружили на Мадагаскаре лемура, который вопреки всем известным законам биологии, впадает в спячку в самое жаркое время года, которое в южном полушарии приходится на зиму. Температура, при которой карликовый мышиный лемур (Cheirogaleus medius) отходит ко сну, обычно превышает 30 градусов по Цельсию.

Маленькие обжоры

Землеройки появились на земле 54 миллиона лет назад, обмен веществ у них происходит настолько быстро, что им нужен ежедневный объем пищи, превышающий их собственный вес в 1,3 раза.

Меха и их владельцы

Тончайший мех

Волос меха викуньи, маленького млекопитающего семейства верблюжьих, живущего в Перуанских Андах имеет толщину 0.1 мм. Викунья считалась священным животным у Инков и носить ее мех могли только особы, приближенные к вождю.

Жирафы и зебры индивидуальны

У двух жирафов не бывает одинаковых пятен и у двух зеюр не выпадает одинакового рисунка полос. Чудо природы - зебра без полосок - появилось в Национальном парке Найроби, расположенном на окраине столицы Кении.

Мех растет с брюха на спину, и в нем заводятся водоросли

В Южной Америке обитает около десятка видов ленивцев – строго древесных животных. Нормальное положение тела этих чрезвычайно медлительных существ – висячее, спиной вниз. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище направлен не со спины к брюху, а наоборот, с брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, что помогает ему скрываться в листве.

Обезьяны лысеют, как и люди

Самцы обезьяны лысеют точно также, как и мужчины.

Бегемоты отлично плавают

Самцы бегемотов тяжелее самок и весят от 1,5 до 3,2 т, длина тела самца также впечатляет: она составляет от 3,2 до 4,2 метров. Тем не менее, несмотря на внешнюю неповоротливость, бегемоты отлично плавают и быстро бегают. Обычно бегемоты ныряют на 1-5 минут, но могут пробыть под водой до 15-ти минут. Там они могут развивать скорость до 13 км/ч.

Больше всего спят африканские львы

Швейцарский зоолог П.Ходигер в течение нескольких лет путешествовал по странам и континентам, выясняя сколько спят разные звери. Оказалось, что больше всего спят африканские львы. Другой рекорд принадлежит хорькам и ленивцам. Ленивцы спят 15-18 часов. Хорьки также спят до 20 часов в сутки. Меньше всего спят зебры и антилопы.

Самые громогласные

Рев льва слышен на расстоянии нескольких миль, а песни китов – на расстоянии свыше 100 миль. Они считаются самыми громогласными животными. К числу самых громогласных следует отнести и обезьян-ревунов.

Не все хищники любят мясо, а приматы бывают травоядными

Часть хищников Carnivora всеядны – это медведи, лисы, барсуки и мангусты. Многие мелкие хищные насекомоядны. Всеядны также приматы и крысы. А вот гориллы почти исключительно травоядны.

Кислотность (pH) мочи животных зависит от характера пищи. У хищных и всеядных животных моча имеет кислотную, у травоядных - щелочную реакцию. Из всех приматов лишь человек и шимпанзе группами охотятся на крупную дичь.

Консерваторы в питании

Большинство видов питаются весьма разнообразно, что помогает им добывать себе пропитание при меняющихся условиях и гарантирует устойчивость популяции. Исключение составляют животные с консервативными привычками в питании. Это трехпалых ленивец, который питается листьями деревьев только двух видов (Cecropia palmate и Spondias lutea); коала, которая не может прожить без эвкалиптовых деревьев видов Eucalyptus punctata, E. microcorys, E. melliodora и E. vastrata; большая панда, в чей рацион входит исключительно бамбук; американский муравьед, ардварк (муравьед Aardvark) и австралийский полосатый муравьед, которые питаются муравьями и термитами.

Обоняние скунса

Скунс может учуять человека за милю. Про него известно, что он не может кусаться и распространять запах одновременно.

Ласка и горностай - это одно и то же животное. Все определяется цветом шкурки. Зимой шкурка белая и животное мы называем горностаем, в остальное время - коричневое (ласка).

Пахучие железы

Предполагают, что они являются модифицированными потовыми железами. Железы располагаются в различных частях тела: на голове (предглазничные, затылочные), ногах (межкопытные, «щетки» передних и задних ног), на боку, брюхе, в паху и т. д.); Общеизвестны анальные железы скунса, секрет которых чрезвычайно едок и служит для защиты от врагов. Самцы оленей имеют железы в нижней части ног, у слонов – позади ушей, у свики капибары – на конце морды, у собак – на лапах, антилоп – на щеках, у некоторых млекопитающих имеются разного рода анальные и прианальные железы, отчего пахучие выделения смешиваются с мочой и фекалиями.

Млечные железы

– отличительный признак млекопитающих. У сумчатых и плацентарных млечные железы гроздевидны, и протоки их открываются на сосках. Расположение желез и сосков бывает различным. У летучих мышей и обезьян они располагаются на груди, и сосков бывает одна пара. У большинства копытных, соски расположены, как и сами железы, в паховой области. У других зверей млечные железы и соски расположены на брюхе и груди. Число сосков в известной мере связано с плодовитостью вида. Максимальное число их 24 (опоссумы из сумчатых, тенреки из насекомоядных).

Дает молоко двух видов

Самка кенгуру производит два вида молока в одно и то же время. Потому что она выкармливает разновозрастных детенышей одновременно.

Внутренняя структура соподчиненная

В пределах стай, стад и т.п. существует сложная внутренняя структура соподчиненная отдельных особей или групп по «рангам». Львы – единственные из кошек, живущие стаями (прайдами).

Самые дорогие животные

Грызуны являются в большинстве своем сельскохозяйственными вредителями и уничтожаеют мировые запасы тонн продовольствия на сумму 43 миллионов фунтов стерлингов.

Рекорд долгожительства

среди млекопитающих установили люди. Другим долгожителем можно считать кита Balaenoptera physalis, который доживает до 90 – 100 годов.

Земля будет принадлежать овцам?

Когда-нибудь земля будет принадлежать овцам. Такая перспектива. По крайней мере, справедлива для Австралии, где поголовье овечьего стада составляет 147 миллионов голов, то есть на одного жителя Австралии приходится 8 или 9 овец.

Животный мир планеты сокращается примерно на 10 тыс. видов в год