Муравьи - социальные насекомые. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУРАВЬЕВ. Муравьи настоящие. Formicidae = Муравьи настоящие. Перепончатокрылые.Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые.

Муравьи настоящие

Зимовка муравьев

Класс: Insecta = Насекомые

Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые (насекомые)

Семейство: Formicidae = Муравьи настоящие

Читать дополнительно:

* ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОЛОНИИ (МУРАВЕЙНИКА)

Зимовка муравьев

А как муравьи выживают в нашем холодном климате, когда морозы доходят до 30-40 градусов?

Они зимуют в подземной части гнезда, но не слишком глубоко. Самка откладывает яйца в уже сложившейся семье — это ее единственная функция, она откладывает яйца. Ее кормят, за ней ухаживают, переводят вверх-вниз, берут за усики или складывают чемоданчиком и несут куда надо. Дальше вся ее функция сугубо пассивная. Она не королева, а просто машина по откладыванию яиц. Где быть, что ей делать и сколько из отложенных ею яиц будет пущено на развитие — это все будут решать рабочие муравьи. Так вот для того, чтобы из этих отложенных яичек могли развиться нормальные личинки, которые окуклятся, а потом из этих куколок вывелись бы хорошие здоровые рабочие, для этого в гнезде необходима температура 26-28 градусов. Как вы представляете, что подобная температура в наших условиях большая редкость. Стало быть, нужно каким-то образом обеспечить эти температуры внутри гнезда. Автономность температурного режима гнезда от внешних условий. Иными словами, нужна система отопления, нужна система кондиционирования климата в гнезде. Для того, чтобы эту задачу решить, нужно иметь мощные большие семьи, потому что эта задача по плечу только многочисленным муравейникам. Когда семья маленькая, они могут использовать какой-нибудь камень, который нагревается на солнце и под этим камнем устроить солярий для своих личинок. Туда на солнечные дни, на дневные часы перенести личинок. Личинки подогреются и будут нормально развиваться. Когда же наступит вечерняя прохлада, то их унесут в нижние камеры, там есть камеры, в которых температура будет относительно высокая, скажем, около 20 градусов. Можно взять кочку, которая тоже нагревается, и на верхушке этой кочки устроить гнездо, там тоже будет температура выше, чем в окружающей среде. Но это все вещи очень ненадежные, которые позволяют в конце концов вырастить небольшое количество расплода. Для того, чтобы можно было действительно устойчиво и основательно завоевывать леса средней полосы, нужно сделать нечто радикальное — нужно перейти в режим активной терморегуляции. То есть нужно найти энергетический источник, который позволил бы муравьям поддерживать нужную температуру в течение всего периода выкармливания расплода. И они нашли. Они развели тлей. Тли дают пать, а пать — это на 20% сахар. Этот сахар они приносят в гнездо и перед зимним периодом поздней осенью перерабатывают в жир. У каждого зимующего муравья, за исключением небольшой части фуражиров, которые послужили потом охранниками и разведчиками, у каждого муравья жировое тело в брюшке. И вот эти запасы жира служат энергетическим источником для поддержания температуры всю следующую весну и дальше в течение лета по мере необходимости. Кроме того, они в это время выходят на совещенную солнцем поверхность, разогреваются на солнце, так называемые муравьи-теплоносцы и несут это тепло. Там внутри остывают.

То есть они действуют как солнечная батарея?

Да, так они циркулируют. Это тысячи особей. Сейчас пойти в лес, вы увидите на поверхности купола большой слой муравьев, которые сидят и греются на солнце. Одновременно они разогреваются, то есть активизируются вообще, с одной стороны, а с другой стороны — они несут тепло вовнутрь гнезда. Когда температура там достигает 14-15 градусов, туда поднимаются самки и откладывают яйца. Дальше, еще кругом снег лежит, а уже идет развитие личинок во всех муравейниках. И осенний запас служит одновременно для разогрева гнезда и для выкармливания первого поколения рабочих муравьев.

То есть по сути дела, они выработали теплокровность.

Да, социальную теплокровность. Для этого надо было выйти на уровень, мы можем судить по тем видам, которые в состоянии оказались реализовать активную терморегуляцию, для этого надо иметь в семье не менее ста тысяч особей. Средний муравейник — это где-то порядка четырехсот-пятисот тысяч. Целый город. А в наиболее крупных муравейниках, ориентированные дальше оценки идут, порядка десяти миллионов. В Москве десять миллионов..