Мир клещей. Почвенные, паутинные клещи. Эктопаразиты кровососущие

Главная сайта "Мир Животных" / Каталог животных / Беспозвоночные / Класс Насекомые / МИР кровососов: беспозвоночные- эктопаразиты

Мир клещей, больших и маленьких

МИР кровососов:

Личинки клещей Acarina размером не больше макового зерна и всего с тремя парами ног. Они появляются на свет через несколько недель после того, как самка напитается кровью и отложит яйца. У взрослых особей 4 пары ног. Личинки нападают на мелких лесных зверьков и птиц, присосавшись, они сосут кровь 3-4 дня, затем покидают своих хозяев и уходят в лесную подстилку. Там они линяют, превращаясь в следующую фазу развития – нимф, которые крупнее и имеют уже четыре пары конечностей.

Количество клещей

...которые собираются большими скоплениями, просто поражает. В 1943 профессор Солт (Salt) установил, что на акре пашни в Великобритании обитает свыше 1 000 000 000 членистоногих (Arthropodа), из которых 666 000 000 были клещи.

Клещи и радиация

Считается, что клещи, как и комары, и очень любят радиацию: плохие условия лишь увеличивают рост их популяций и продолжительность жизни.

Самые крупные клещи

...относятся к подотряду иксодовых клещей (lxodidae), длина тела их достигает 30 мм.

Таежный клещ Ixodes persulcatus из семейства Ixodidae – гигант среди клещей, его тело покрыто мощным панцирем и снабжено четырьмя парами ног. У самок покровы задней части способны сильно растягиваться, что позволяет им поглощать большие количества крови, в сотни раз больше чем весит голодный клещ. Самцы несколько меньше по размеру чем самки и способны присасываться лишь на короткое время (менее часа).

Ориентирование

В окружающем мире клещи ориентируются в основном с помощью осязания и обоняния, глаз у таежных клещей нет. Зато обоняние этих паразитов очень острое: исследования показали, что клещи способны чувствовать запах животного или человека на расстоянии около 10 метров. Клещи не особенно хорошо подвижны, за свою жизнь они способны преодолеть самостоятельно не более десятка метров. Подстерегающий свою добычу клещ взбирается на травинку или кустик на высоту не более полуметра и терпеливо ждет, когда мимо кто-нибудь пройдет. Если в непосредственной близости от клеща проследует животное или человек, то его реакция будет мгновенной. Растопырив передние лаФотопки, он судорожно пытается ухватить своего будущего хозяина. Лапки снабжены коготками и присосками, что позволяет клещу надежно зацепиться.

Период активности клещей

Первые активные взрослые таежные клещи появляются в начале или середине апреля. когда начинает пригревать солнышко и в лесу образуются первые проталины. Численность клещей быстро увеличивается, достигая максимума ко второй половине мая, и остается высокой до середины или конца июня. Затем клещи начинают вымирать, но единичные активные паразиты могут попадаться вплоть до конца сентября.

Самки и самцы

Самки клещей питаются около 6-10 суток, поглощая при этом невероятное количество крови, более чем в сто раз превышающее вес голодной особи. При питании в ранку выделяются большие количества слюны, с которой в организм хозяина могут попасть возбудители инфекций. Самцы присасываются на непродолжительное время, в основном они заняты поиском питающихся самок, с которыми спариваются. Сытая самка становится размером с фалангу мизинца . Напитавшись, самка уходит в лесную подстилку и, переварив кровь, приступает к яйцекладке, откладывая 1,5 – 2,5 тысячи яиц.

Цикл развития таежного клеща длится минимум три года, а может затягиваться на четыре-пять лет. За это время клещи питаются всего три раза, при этом из тысяч личинок получается всего несколько десятков взрослых особей, остальным выжить не удается.

Клещи рода Ixodes являются переносчиками клещевого энцефалита, инфекционного заболевания центральной нервной системы. Другая распространенная клещевая инфекция в Европе и Северной Америке Боррелиоз Лайма - наиболее. Это системное заболевание, которое может затрагивать различные органы и ткани, включая кожу, сердечную, нервную систему, и в меньшей степени, глаза, почки и печень.

Удаление клеща

Захватите клеща пинцетом и, покачивая из стороны в сторону, извлеките из кожи. Можно

Завязать в узел нитку как можно ближе к хоботку клеща, и, подтягивая его вверх, извлечь клеща. Оторвавшуюся головку протереть спиртом и удалить прокаленной на огне иглой.

Пчелиные клещи Acarapis из семейства Tarsonemidae распространены в странах Европы и в Европейской части России. Заражение здоровых пчёл происходит при непосредственно контакте с больными. (Яйца, личинки и куколки пчёл клещами не поражаются.) Болезнь заносят роевые пчёлы, трутни и пчёлы-воровки. Клещ проникает в грудные трахеи и по трахеям всего организма. Вне организма пчелы клещи быстро гибнут. Восприимчивы к ним почти все породы пчёл.

Паутинные клещи из семейства Tetranychidae поражают листья и стебли, оплетая их паутиной. Эти клещи очень малы, не более 0,5 мм, окраска зелено-жёлтая, зимующие самки красные. При помощи пары стилетов они прокалывают поверхность листа и высасывают содержимое клеток; слюнные железы выделяют экскрет, разрушающий хлоропласты, что при массовом размножении клещей приводит к гибели растений. Паутинный клещ интенсивно заселяет посевы в июне — августе. В году рождается до 24 поколений клещей.

Бычий клещ (Boophilus annulatus) при высасывании крови из тела жертвы может увеличить массу своего тела более, чем в 200 раз. При этом объем его тела тоже значительно возрастает. В ходе эволюции хитин бычьего клеща приобрел такую мягкость и эластичность, что при наполнении тела кровью, он беспрепятственно растягивается. к тому же покровы клеща имеют гофрированное строение – собраны в мелкую складку. Складки успешно расправляются за счет эластичности хитина по мере увеличения тела “кровопийцы”.

Самые мелкие клещи

... относятся к акариформным клещам (Acarina), длина их не превышает 0,08 мм.

Скопировано из сайта: http://www.apus.ru.