Человеческая блоха - Pulex irritans. Блохи. Отряд: Siphonaptera Latreille, 1825 = Блохи

Отряд: Siphonaptera = Блохи

Тип: Arthropoda von Siebold et Stannius, 1845 = Членистоногие

Класс: Insecta = Насекомые

Отряд: Siphonaptera Latreille, 1825 = Блохи

Читать дополнительно:

* Строение блох

Человеческая блоха - Pulex irritans

Человеческая блоха - Pulex irritans - наружный паразит млекопитающих и птиц, поверхность тела которых по сравнению с поверхностью тела этих мелких паразитов огромна, а переход с одного хозяина на другого легко осуществляется активным переползанием при встрече животных-хозяев или прыжками в местах их постоянного обитания (норы и т. д.). Отсюда их бескрылость.

Строение тела блох приспособлено к движению в шерстном покрове животного хозяина примерно так же, как строение тела саранчового к движению в травянистом покрове — оно сильно сплющено с боков. Задние ноги у блох прыгательные, лапки всех ног прекрасно развитые, 5-члениковые, заканчивающиеся 2 коготками. Голова маленькая, на голове короткие усики, перед ними по простому глазку.

Ротовые части блох приспособлены для прокалывания кожи и высасывания крови, прокол кожи осуществляют зазубренные жвалы. Питаясь, блохи наполняют кровью способный сильно раздуваться желудок. Самцы у блох мельче самок. Оплодотворенные самки с силой выбрасывают яйца, обычно порциями по нескольку штук так, что яйца не остаются на шерсти животного, а падают на землю, обычно в норе животного-хозяина или в других местах, им постоянно посещаемых. Из яйца выходит безногая, но очень подвижная червеобразная личинка с хорошо развитой головой.

Для дальнейшего развития личинка нуждается в достаточной влажности, поэтому она зарывается в землю или мусор в гнезде или норе хозяина. Личинка питается различными разлагающимися остатками, а у многих видов нуждается, кроме того, в питании остатками непереваренной крови, содержащейся в испражнениях взрослых блох. Выросшая личинка прядет себе паутинный кокон, сверху защищенный пылью и песчинками, и окукливается в нем. Куколка у блох типичная свободная. Вышедшая из куколки взрослая блоха подкарауливает животное-хозяина.

Человеческая блоха за один раз откладывает 7 - 8 яиц (за всю жизнь - свыше 500 яиц) в щелях полов, тряпках, гнездах крыс, собачьих конурах, гнездах птиц, почве, отходах растительного происхождения. Блохи собак, кошек, грызунов откладывают яйца в шерсти животных, слегка приклеивая их. При вычесывании животные сбрасывают блох и яйца на пол, землю. Развивающиеся из яиц личинки, увеличиваясь в размерах, трижды линяют и окукливаются. Две линьки из трех проходят в активном состоянии, а третья - в коконе.

Сроки пребывания в коконе в зависимости от температуры и влажности различны и могут составить от 7 до 373 дней. Например, время развития человеческой блохи от яйца до половозрелой стадии колеблется от 19 до 332 дней (яйцо - 4 - 12 дней, личинки - 8 - 100 дней, куколки - 6 - 220 дней). Продолжительность жизни блох: человеческой - от 300 до 513 дней; степных грызунов - до 1725 дней; крысиной - до 100 дней; собачьей - до 243 дней. Кровососание может длиться всего 1 минуту.

В блохах длительное время остаются жизнеспособными возбудители различных инфекционных заболеваний, которые при кровососании могут передаваться человеку. Крысиная блоха может заразить чумой, крысиным риккетсиозом, а человеческая блоха является переносчиком возбудителей лепры и чумы. Возможна также передача возбудителей туляремии, сальмонеллезов, эризипелоида, листериоза, брюшного тифа, сибирской язвы и т.д. После кровососания на зараженном грызуне в желудке блохи размножаются чумные микробы, образуя студенистые комочки. За 8 - 24 дня размножения студенистая микробосодержащая масса полностью закупоривает желудок и преджелудок, вызывая блокирование пищеварительного тракта.

Такие "блокированные" блохи при нападении на человека во время кровососания отрыгивают проглоченную кровь в рану вместе с чумным "блоком", что и приводит к заражению человека. Значительная роль и фекалий блох в рассеивании чумного микроба.

Лечение и санобработка при заражении.

Уборка помещения - ковры, драпировки, постель, лечение домашних животных антиблошиными препаратами.