златоглазки (Chrysopidae) (Настоящие) сетчатокрылые. Отряд: Neuroptera Linnaeus, 1758 = (Настоящие) сетчатокрылые

Отряд: Neuroptera = (Настоящие) сетчатокрылые

Отряд: Neuroptera Linnaeus, 1758 = (Настоящие) сетчатокрылые

Читать дополнительно: Палочники

....Еще больше приспособились к жизни в воде личинки семейства сизирид (Sisyridae). Личинки сизиры (Sisyra fuscata) живут в воде, в колониях пресноводных губок — бадяг. Эти темные личинки имеют очень длинные острые ротовые часги, которыми прокалывают клетки бадяги, высасывая их содержимое. Личинки то появляются на поверхности тела бадяги, то скрываются в полости ее тела, никогда не поднимаясь к поверхности воды. Дышат личинки сизиры растворенным в воде кислородом, причем дыхание осуществляется через поверхность не только всего тела, но и особых жаберных выростов, попарно расположенных на передних 7 брюшных сегментах. Дыхалец у личинок сизиры нет. Когда личинка вырастает, она оставляет воду, сплетает на выступающих из воды стеблях растений кокон и окукливается. Из куколки вылетает темно-коричневое насекомое с четковидными усиками.

Другие сетчатокрылые приспособились к прохождению личиночной стадии в более сухих условиях. Многие, кому приходилось внимательно осматривать листья деревьев в саду или лесу, замечали иногда на нижней поверхности листьев тех деревьев, на которых много тлей, маленькие яйца на длинных изящных стебельках. Эти яйца принадлежат очень привлекательным светло-зеленым стройным насекомым с длинными нежными блестящими сетчатыми крыльями и золотыми глазами, поэтому и семейство получило название златоглазки (Chrysopidae). Чаще других у нас встречается обыкновенная златоглазка (Chrysopa perla), тело которой длиной всего около 1 см, а крылья, если их расправить, простираются в размахе на 3 см. Летают златоглазки мало и днем неохотно, но ночью часто прилетают на свет. При прикосновении к ним оказывается, что они издают неприятный запах.

Что выходящие из яиц личинки свирепые хищники, видно сразу — у них длинные серповидно изогнутые и заостренные челюсти. Питаются они в основном малоподвижными мягкими насекомыми (тлями, медяницами и др.) и клещами.

Личинки ведут открытый образ жизни. С потерей влаги они борются двумя путями. Во-первых, высасывая много сочных насекомых, например быстро опустошая колонии тлей, они компенсируют расход испарившейся воды. А во-вторых, большинство личинок златоглазок покрывает свою спину шкурками высосанных тлей и другими частицами, что обеспечивает защиту от прямого действия солнечных лучей, сохраняя между чехликом и поверхностью тела прослойку влажного воздуха. Такой чехлик делает личинок и менее заметными для врагов.

Окукливаются личинки в белом паутинном коконе.

Несколько напоминают златоглазок, но темнее окрашены, обычно коричневые, представители семейства Hemerobiidae. Яйца гемеробии откладывают на листья; их личинки очень похожи на личинок златоглазок, но они шире и не делают себе чехликов. Питаются они тоже тлями, но чаще держатся в трещинах коры.

Удивителен образ жизни у так называемых муравьиных львов (семейство Myrmeleonidae). Муравьиные львы распространены в основном в тропиках и субтропиках, но такие представители, как обыкновенный муравьиный лев (Myrmeleo formicarius), довольно часто встречаются в степной зоне Европы и Азии и по песчаным участкам заходят много дальше на север.

Взрослые муравьиные львы по внешнему виду похожи на стрекоз, от которых их легко можно отличить по более длинным булавовидным усикам. Взрослые муравьиные львы днем сидят на различных травянистых и кустарниковых растениях, а если их вспугнуть, вяло и медленно перелетают в другое место. В степной полосе и в среднеазиатских пустынях ночью на свет иногда прилетает очень много этих крупных насекомых, имеющих длину до 3 см при вдвое большем размахе крыльев.

Название свое эти насекомые получили благодаря своеобразному образу жизни хищной личинки. Личинки живут в сухом песке, вырывая в нем воронкообразную ямку, на дне которой они зарываются так, что только челюсти едва выступают из песка. Тело личинки расширенное и на спинной стороне покрыто бугорками, позволяющими личинке быстро закапываться своим задним концом в песок. Ямку личинка всегда делает в защищенном от дождя месте, с тем чтобы края ее всегда были покрыты сухим пес- ком. Маленькое насекомое, пробегающее по сухому осыпающемуся краю воронкообразной ямки, например муравей, скатывается на дно и становится добычей «льва». Окукливаются личинки в песке, скрепляя шелковистыми паутинками отдельные песчинки и делая себе плотную колыбельку.

Продолжение: (Настоящие) сетчатокрылые