Лобковая вошь (площица), как избавиться. Phthirus pubis.Вши. Anoplura = Вши. Вошь

Отряд: Anoplura = Вши

Лобковая вошь (площица), Phthirus pubis

Читать дополнительно: Лобковая вошь (площица) - лечение

Вши - это постоянные паразиты, т.к. они и питаются, и размножаются на хозяине, а вне его они не живут и быстро погибают. Кровососами являются все стадии развития вшей: самцы, самки и личинки. Всего на диких и домашних животных известно около 300 видов паразитирующих вшей.

Лобковая вошь или площица - самая мелкая по размерам человеческая вошь. Длина тела самца составляет 1-1,3 мм, самки - 1,5-2 мм. Грудь расширена, напоминает щит, а ноги передней пары значительно меньше и тоньше остальных. Остальные ноги мощные, приспособлены для удерживания тела на волосах, поэтому площица менее подвижна, чем другие виды вшей. Лобковая вошь пьет кровь только человека. Продолжительность жизни самки около 1 месяца. За это время она откладывает не более 50 яиц. Гниды мелкие (0,65 – 0,67 мм), эмбриональное развитие происходит в течение 5-8 суток, личиночная стадия длится 15-17 суток при температуре от 20-22 до 40-450С. При низких температурах (1-3 С) остаются жизнеспособными в течение недели, с повышением же температуры до 50 С гибнут через 30 минут.

Развитие вшей проходит с неполным превращением, а цикл включает несколько фаз: яйца (т.н. гниды), личинки или нимфы, проходящей три возраста, и взрослых особей (самцы и самки). Яйца, которые у вшей называются гнидми, имеют продолговато-овальную форму. Самки приклеивают их нижним концом к волосу или ворсинкам ткани особым липким секретом, выделяемым самкой во время яйцекладки. Нимфа, вышедшая из яйца, питается а затем превращается в следующую нимфальную стадию. ФотоИ только после третей линьки нимфа превращается в самку или самца. Нимфы отличаются от взрослых особей меньшими размерами и отсутствием наружных половых органов.

Ареал площицы занимает все континенты: обитает она практичеки повсеместно - там где есть люди. Местообитанием площицы служат волосы лобка, бровей и ресниц, но может встречаться в волосах бороды, усов и на других обволосенных участках тела (грудь, бедра, подмышечная область). Лобковая вошь у детей встречается и на волосистой части головы.

Типичный путь распространение площицы среди людей - в основном при половом контакте, а детей заражаются при контакте с пораженными взрослыми. Заражение может произойти также при пользовании загрязнённой одеждой, бельём, а также во время сна в одной постели. Известны случаи заражения площицами даже при совместном пользовании унитазами.

Заболевание проявляется зудом (), появлением на коже живота серовато-синюшных пятен, не исчезающих от давления пальцем. Наличие пятен связано с разложением гемоглобина крови под воздействием фермента, содержащегося в слюне насекомых.

Укусы вшей вызывают у людей зуд, и как следствие - на коже появляются расчёсы. Поэтому нередко расчесывание кожи ведет к возникновению очагов пиогенной инфекцией, а в этих местах может возникнуть дерматит, экзема. Длительно существующий педикулез приводит к сухости кожи, шелушению, утолщению ее, пигментации за счет тканевых кровоизлияний и воспалительного процесса, вызываемого действием слюны вшей. Заражение взрослых людей этими насекомыми происходят при интимных контактах. Дети заражаются от взрослых, контактирующих или ухаживающих за ними, или через зараженное белье.

Существует гипотеза, что человечество подхватило лобковую вошь от горилл. Судя по своему строению, P. pubis является близкой родственницей вши P. gorillae, дом которых – чёрная (иногда белая) шерсть горилл. Долгое время учёные полагали, что это типичный пример стимулированного видообразования, при котором адаптация паразита к выделившемуся в новый вид хозяину приводит к выделению в новый вид и самого паразита. Однако в случае с вошью это не так. Генетический анализ показал, что P. pubis и P. gorillae разделились примерно 3,3 миллиона лет назад, в то время как последний общий предок человека и гориллы жил минимум 7, а то и 8 миллионов лет назад.

Как же тогда горилла передала свою вошь людям? Возможно, что всеядные предки человека подхватили лобковых вшей от своей добычи, которой миллионы лет назад становились и далёкие родственники, гориллы. Примерно таким же образом человек совсем недавно получил ВИЧ. Ученые уверены, что способность переключаться с одного хозяина на другого, пусть и не оптимального для вида в данный момент, – полезное эволюционное приобретение: если старый хозяин исчезнет или его популяция сократится (в том числе из-за конкуренции с «новым хозяином»), хотя бы часть генов паразита выживет. В том числе и на теле победителя.