Птичьи птенцы и родители. Размножение птиц, яйца и гнезда. Поведение и экология птиц

О птичьих птенцах и родителях

Перейти в оглавление раздела: * Размножение птиц, брачное поведение

Эти удивительные птенцы: Выводковые и птенцовые.

По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления всех птиц делят на 2 группы - выводковых и птенцовых. У выводковых птенцы сразу после вылупления покрыты пухом, зрячие, могут передвигаться и находить корм. Взрослые птицы защищают свой выводок, периодически греют птенцов (особенно в 1-ые дни жизни), помогают в поисках корма. Сюда относятся все курообразные (тетерева, рябчики, куропатки, фазаны и др.), гусеобразные (гуси, утки, лебеди, гаги), журавли, дрофы, страусы. У птенцовых птиц птенцы вначале слепые, глухие, голые или слабо опушенные, не могут передвигаться, в гнезде остаются долго ( у воробьиных - 10-12 дней, у некоторых - до 2-х месяцев). В это время родители их обогревают и выкармливают. Сюда относится голуби, попугаи, воробьиные, дятлообразные и многие другие. Птенцы покидают гнездо оперенными, почти достигнув размеров взрослых птиц, но с неуверенным полетом - 1-2 недели после вылета родители продолжают кормить и обучать поиску корма.

Как птенец проклевывается: У эмбриона на конце клюва развивается специальный нарост – яйцевой зуб, при помощи которого, когда приближается вылупление, он скребет изнутри скорлупу, снижая ее прочность. Затем, упираясь ногами и крыльями, он продавливает в ней трещины, т.е. проклевывается. После проклева вылупление может занять от нескольких часов у мелких птиц до нескольких дней у самых крупных. Все это время зародыш отрывисто попискивает, на что родители отвечают повышенным вниманием, иногда расклевывая трещины в скорлупе и отрывая ее маленькие кусочки.

Как кормят птенцов: Родитель либо передает корм из клюва в клюв, либо отрыгивает его прямо в глотки потомкам. Пеликаны приносят к гнезду рыбу в горловом мешке, широко раскрывают огромный клюв и позволяют каждому птенцу засунуть туда голову, чтобы самостоятельно поживиться. Орлы и ястреба доставляют добычу в когтях и разрывают ее на кусочки, которые скармливают потомкам.

Взрослые птицы, накормив птенцов, как правило, ожидают появления их помета, выделяемого в слизистом мешочке, уносят его прочь и выбрасывают. Одни виды поддерживают в гнезде идеальную чистоту, другие, например зимородки, ничего для этого не делают.

Кормят птенцов один раз в сутки: Черные стрижи (Cypseloides cryptus) вылетают на охоту только на 30-40 минут вечером и утром, но в это время над лесом столько насекомых, что они успевают накормить и себя и птенцов.

Кормит тысячу раз: За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.

Птенец съедает сразу 12 рыб: Одна интересная особенность крачек: охотясь в море, крачка, поймав одну рыбку, не спешит сразу к птенцу, а продолжает охоту до тех пор, пока ее клюв не будет забит рыбой до отказа. Иногда она приносит до 12 рыбешек. И все их прожорливый птенец сразу же съедает.

Сколько птенцы сидят в гнезде: Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – около 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано.

Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть.

Чем ненастнее ночь, тем больше у птенцов шансов остаться в живых: Старики – некрупные частики - откладывают от одного до трех (обычно два) яиц, Птенцы вылупляются во второй половине июля, но пуховички не задерживаются в гнезде, а в возрасте двух-трех дней уходят с родителями к морю. Этот момент весьма драматичен. Движение птенцов начинается около полуночи и продолжается до предрассветных сумерек. Ведомые сквозь непроглядный мрак родительским голосом старичата катятся вниз по склонам, бьются о кочки, протискиваются сквозь расселины камней, карабкаются по валунам бечевника и, наконец, отчаянно бросаются в буруны прибойных волн. За полосой наката их поджидают родители, а чуть дальше - в надежде на легкую добычу - покачиваются на волнах крупные чайки. Поэтому, чем ненастнее ночь, тем больше у птенцов шансов остаться в живых.

Птенцы дрессируют родителей: Птенцы умеют забывать о своих различиях друг с другом и координируют усилия, чтобы извлечь наибольшее количество пережеванной пищи для себя из родительских ртов. Такое поведение противоречит здравому смыслу – по идее дети должны бороться друг с другом за большую долю родительской заботы. Наблюдая за чайками с плавучей платформы, ученый Матевон выяснил, что количество попрошайничеств снижается по мере того, как увеличивается количество птенцов в гнезде. Птенцы в более полных гнездах просят меньше, экономя энергию. Попрошайничество становится более координированным, а случаи индивидуального попрошайничества сходят на нет. Эта тактика оказывается эффективной, если учесть, что взрослым чайкам все равно, кто просит – они реагируют на общее количество криков из гнезда. Тогда они не отдают еду самому громкому крикуну, а выплевывают ее на землю. И тогда, видимо, солидарность птенцов кончается.

Почти сразу после вылупления: …птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма. С рождения дроздята выказывают независимый характер.

Гнездовые нахлебники и труженики: На каждом континенте водятся свои гнездовые паразиты, т.е. виды, которые не строят гнезд и не заботятся о птенцах. В Северной Америке это, например, Воловья птица, или буроголовый коровий трупиал (Molothrus ater), буроголовый коровий трупиал. Он откладывает яйца в гнезда мелких певчих птиц, например славок, виреонов, воробьев, и больше к ним не возвращается. «Приемные родители» насиживают яйца такого паразита и выкармливают его птенцов. Поскольку период инкубации у него очень короток, птенец вылупляется раньше хозяйских, растет быстрее и скоро становится так велик, что тем не достается нормального количества корма, и они часто погибают от тесноты и истощения. Как затем юный буроголовый коровий трупиал, вылетев из гнезда, находит соплеменников и налаживает с ними отношения, остается загадкой.

Избавляют гнезда от паразитов: С помощью обоняния скворцы великолепно различают виды растений. А зачем им это нужно? Оказывается, они вплетают в свои гнезда стебли тысячелистника, грубого золотарника, дикой моркови и других растений, обладающих токсичностью по отношению к бактериям и насекомым. Эти травы могут уменьшить количество паразитов в гнезде на 80 процентов! Кстати, своих детей скворцы кормят волосатыми гусеницами

Носят в гнездо цветы: Интересную особенность подметили орнитологи, наблюдавшие за жизнью птиц шалашников, обитающих в Австралии и Новой Гвинее. Создав в дупле гнездо, самка замазывает в него вход, оставляя лишь небольшое отверстие. Она и появившиеся птенцы пробудут в нем до тех пор, пока не настанет время покинуть гнездо. И все эти дни самец будет носить им корм, а иногда и... цветы. Корм - понятно, а цветы-то зачем? Ведь птицы их не едят. Но, может быть, им нравится их запах?

Обучение пению знаками: Взрослая женская особь воловьей птички вообще не поет, а использует систему жестов и знаков для развития определенное качество звуков у своих птенцов-молодых самцов. А вот самочки, с которыми мать не проводить подобных уроков, так и остаются "немыми".

Клюют все подряд: На первых порах цыпленок пробует клевать все предметы, попадающие в его поле зрения. Постепенно по личному цыплята начинают отличать съедобное от несъедобного и уже редко потом ошибаются

Птицы-одиночки взращивают более качественное потомство: Самки-одиночки гораздо лучше заботились о своих птенцах, чем те, которые имели партнера. В паре каждая из птиц прилагает меньше усилий для выведения и воспитания птенцов, стараясь "спихнуть" большую долю родительских забот на другого. В паре птицы больше заботятся о том, чтобы выжить самими и сохранить способность к выведению потомства и на следующий год.

Морские птицы могут не узнать своего птенца: Любопытна особенность крачек (правда, она свойственна и некоторым другим морским птицам): они могут и не узнать собственного яйца или принять чужого птенца за своего. Однажды исследователи заменили яйцо одной белой крачки округлым кусочком коралла. И что же? Крачка пыталась его высиживать