Серая крыса или пасюк: питание, кормление, еда, поведение, враги, Rattus norvegicus (Berkenhout, 1769) = Серая крыса или пасюк

Карасева Е.В.: Особенности поведения серых крыс

Поведение серых крыс, в основном, изучали при содержании их в неволе. Очень интересны наблюдения Колхауна (Calhoun, 1963), который содержал серых крыс на загородной территории и видел, как при увеличении их численности выделяются отдельные группировки животных. Наши соотечественники проводили немало исследований в вольерах и клетках (Соколов, Хорлина и др.,1977). Однако поведение крыс в естественных условиях значительно отличается от вышеупомянутых.

В этой статье мы изложили результаты наших наблюдений, проведенных в естественных условиях за крысой экзоантропной и синантропной форм. Работа проводилась в пределах бывшего Советского Союза: в Узбекистане, Закавказье и Крыму. В России: в Краснодарском и Приморском краях, в Ярославской, Тверской областях и в г. Москве. Кроме того, велось наблюдение в некоторых регионах Чехии. Мы наблюдали поведение крыс, обитающих на рисовых полях, на дамбе у реки, в зарослях болотных растений, а также в животноводческих помещениях, преимущественно, на свинофермах и в условиях города. Работа проводилась с 1980 по 1999 год.

Серые крысы животные, в основном ведущие общественный образ жизни. Мы уже писали («РЭТ-ИНФО» №1, 2000) о том, что крысы обычно живут кланами по 5-15 особей. Во главе такого клана всегда стоит доминант – наиболее крупный и сильный самец, субдоминанты и молодые половозрелые самцы занимают подчиненное положение. Кроме того, в каждый клан входят самки и неполовозрелые особи (Карасева, 2000).

Такие группировки крыс, в целом, помогают выжить популяции этих животных. Молодых подчиненных самцов доминанты и субдоминанты выгоняют из своих кланов, что препятствует инбридингу.

Однако крысы не везде образуют подобные группировки-кланы. Нередко удается наблюдать животных, ведущих одиночный образ жизни или живущих парами. Например, в неотапливаемых и нежилых постройках в деревне в Тверской области нередко зимовало по одной, по две крысы. Осенью они переселялись близко к дому и выкапывали норы на завалинке под ним, а с похолоданием переселялись в дом. Они довольствовались остатками пищи, которые находили здесь. Убежища устраивали чаще всего в постелях, прогрызая дыры в подушках и одеялах. Весной крысы оставляли деревню и, по-видимому, поселялись на берегу реки Волги и в других природных биотопах, где интенсивно размножались.

Среди разных типов поведения животных выделяется ориентировочно-исследовательское поведение, которое особенно свойственно серым крысам. Обладая огромной подвижностью, многие особи серых крыс постоянно перемещаются, расселяясь и захватывая новые территории. Этому способствует их высокоразвитое ориентировочно-исследовательское поведение. Например, молодые половозрелые самцы, выгнанные из своего клана более сильными самцами, тщательно обследуют территорию, прежде чем выбрать место, где они могли бы закрепиться. Конечно, при этом значительная часть их погибает, но те самцы, которым удается выжить, закрепляются и образуют новые поселения. Именно этой особенностью поведения в значительной степени объясняется то, что серая крыса так необычайно широко распространена.Ориентировочно-исследовательская активность у крыс выражается очень разнообразно, и проявляется это по-разному при разной плотности населения. При высокой плотности крысы проявляют минимум осторожности. Мы имели возможность наблюдать это в самых различных ситуациях. Во время Великой Отечественной войны численность крыс в Москве была очень велика. В городе было немало полуразрушенных строений, которые были убежищами для них. Никаких дератизационных работ, конечно, не проводили. Москвичи стремились лишь спасти от крыс свой скудный паек. В городе почти не было кошек и собак. Не было дворников, которые чистили бы помойки. Крысы свободно перемещались по квартирам в поисках еды. Например, на ул. Остоженка в многоэтажном доме крысы прогрызли множество ходов в квартирах на 2- и 3- ем этажах.

Ходы соединяли квартиры с продовольственным магазином, расположенным на первом этаже. Крысы привыкли к людям и не боялись их. Нередко можно было видеть, как крысы прямо на обеденном столе чистили свою шкурку, самцы ухаживали за самками и спаривались.

Особенности поведения крыс нам удалось наблюдать при огромной их численности (до 4 особей на м 2) [Численность популяции (х) определяют по формуле, где Х=АС/В, где А – число индивидуально помеченных крыс, С – число пойманных капканами крыс или число трупов после проведения дератизации, В – число меченых крыс среди пойманных особей или собранных трупов (Карасева и др., 1990)]. на свиноферме в Узбекистане (населенный пункт Балыкчи). Можно было стоять в середине загона свиней и видеть следующую картину. За самкой, которая была в течке, гонялось сразу несколько самцов. Они поочередно обнюхивали ее гениталии, делали на нее садки. При этом совершенно не считались с присутствующим человеком, нередко прыгая по его ногам. Ничего не стоило схватить любую крысу за хвост и поймать ее, что было необходимо для исследования.

При низкой численности крысы ведут себя иначе. Они очень осторожны и пугливы. Например, на свиноферме в Тверской области, а также в Чехии в окрестностях г. Брно, при невысокой численности крыс, мы наблюдали, как в сумерках, в период их наибольшей активности, крыса высовывала голову из норы и, увидев наблюдателя, сейчас же пряталась обратно. Потом зверек появлялся не ранее, чем через 30-40 минут.

При высокой численности многие животные и животные других видов становятся менее пугливы и осторожны. Увеличивается их активность и подвижность. Зависимость поведения животных от их численности отмечает ряд авторов; например, соболей, пищух и сусликов - Шубин (1976).

Попав в новое, неизвестное ранее ей место, крыса всегда бывает крайне осторожна. Она постоянно принюхивается, поднимается на задние лапы, при малейшем шуме затаивается.

Поведение крыс, ведущих экзоантропный образ жизни, всегда отличается большой осторожностью.

Охотничье поведение пасюков, живущих в природе, также может быть отнесено к ориентировочно-исследовательскому. В отличие от серых крыс, живущих в постройках человека, крысы, обитающие в природных условиях, должны постоянно добывать себе корм. Исследование содержимого желудков крыс, отловленных в природе, показывает, что в питании пасюков значительную часть составляют животные корма – особенно в летние месяцы. Это насекомые, моллюски и другие водные беспозвоночные. Из позвоночных животных крысы особенно предпочитают земноводных, хотя нередко поедают яйца и птенцов, гнездящихся на земле птиц, нападают на мелких млекопитающих (Рыльников, Карасева, 1985).

Наблюдения на рисовых полях Краснодарского и Приморского краев показали, что серые крысы там очень многочисленны. Система рисовых полей состоит из отдельных чеков, периодически заливаемых водой, на которых произрастает культура риса. Чеки отгорожены друг от друга земляными валиками, местами густо поросшими болотными растениями. Многочисленные серые крысы устраивают пары в этих валиках. Зверьки систематически перемещаются вдоль них по весьма сложной системе охотничьих дорожек, выискивая добычу.

Охотничьи тропы-дорожки обычно вытянуты вдоль валика, в ряде мест есть спуск к воде, в которой растет рис. Во многих местах тропы пересекают валик и охотничьи дорожки тянутся вдоль противоположного берега. На протяжении этой системы дорожек, кроме гнездовых нор, расположено несколько защитных убежищ. Во многих местах системы охотничьих троп имеются «кормовые столики», на которых мы обнаруживали остатки крысиных трапез.

В Приморском крае чаще всего это были раковины моллюсков (прудовиков, катушек и др.), а также части скелетов лягушек, мелких зверьков и птиц. Вечером перед заходом солнца мы наблюдали, как медленно, крадучись передвигается по дорожке крыса, время от времени затаиваясь. В Приморском крае мы видели, как пасюк выслеживал лягушку, и когда та прыгнула в воду, молниеносно бросился за ней и вернулся с добычей.

И.Р. Мерзликин (1987) вел систематические наблюдения за поведением взрослого самца серой крысы, обитавшего на берегу небольшой речки Сумки, протекающей в г. Сумы (Украина). Освещение набережной реки фонарем давало возможность вести наблюдения и в темное время суток. Автор установил, что самец регулярно каждый вечер обходил участок протяженностью 70 м. В этот участок входили оба берега реки и островок. При обследовании этой территории самец дважды переплывал речку, посещал несколько защитных нор, подолгу задерживался на островке. Если на этом участке появлялись другие крысы, самец их прогонял. Сам он систематически охотился за водными беспозвоночными и нападал на лягушек. Нередко ел приманку для ловли рыбы, которую рыбаки оставляли на берегу.

Своеобразное хищническое поведение серых крыс описывает тот же автор. В окрестностях г. Сумы пасюки охотились за береговыми ласточками, гнезда которых располагались в норах на склоне высокого оврага. Для удобства охоты на этих птиц и поедания их яиц и птенцов, крысы поселялись непосредственно в гнездовых норах ласточек, расположенных в нижней части оврага. При этом они расширяли их и переоборудовали по своим потребностям (Мерзликин, 1987).

В зависимости от ситуации у крыс меняется ритм суточной активности, что, конечно, отражается на их исследовательском поведении. Серая крыса обычно активна в темные часы суток, причем наибольшие пики активности приходятся на вечерние и раннеутренние часы. Ритм суточной активности крыс значительно меняется от деятельности и поведения людей.

Многие зоологи наблюдали, что, если по каким-либо причинам крыс беспокоят именно в темные часы суток, они становятся наиболее активными в дневные часы (Полежаев и др., 1950). Очень часто крысы меняют ритм активности в зависимости от того, когда поступает их корм. Например, в Узбекистане на дамбе у реки Паркентсай крысы выходили из нор утром, когда хозяйки выбрасывали на помойки, находящиеся на дамбе, остатки использованных продуктов (Квашнин, Карасева, 1985). Однако в Узбекистане мы постоянно отмечали активность крыс днем и в других местах. Крысы сидели по берегам многочисленных арыков даже в самые жаркие часы суток.

На свинофермах крысы демонстрируют наибольшую активность в те часы, когда кормят свиней. При этом интересно, что крысы разного социального ранга активны в разное время. Сперва выходят крупные, наиболее сильные и смелые самцы – доминанты и субдоминанты, потом самки и неполовозрелые особи. Молодые половозрелые самцы, как правило, появляются на кормушках свиней только тогда, когда все насытившиеся крысы, и особенно доминанты и субдоминанты, уже уходят в свои убежища.

При ориентировочно-исследовательском поведении крысам свойственны своеобразные позы и характерные типы передвижения. В качестве их иллюстраций мы приводим рисунки В.М. Смирина (1987). При обследовании незнакомого места крыса чаще всего передвигается крадущейся походкой, и если это происходит в помещении, то чаще всего вдоль стены, а под открытым небом - вдоль забора или какой-либо изгороди. Нередко при обследовании новой территории зверек передвигается иначе. При этом крыса поднимается высоко на ногах и движется очень мелкими шажкам. Проявляя ориентировочно-исследовательское поведение, крыса часто обследует различные новые, незнакомые ей предметы. При этом она ощупывает их вибрисами, обнюхивает или осторожно трогает их губами. При обследовании новой территории часто поднимается на задние лапы, становясь «столбиком», что расширяет ее кругозор. Несомненный интерес представляет отношение серых крыс к различным ловчим средствам и отравленной приманке. Осторожность крыс проявляется гораздо меньше при высокой плотности их населения. Большие различия наблюдаются в отношении к ловушкам и приманкам у крыс разного социального ранга.

Наиболее эффективно вылавливать крыс можно с помощью дуговых капканов. Если работает опытный дератизатор, он поставит капканы у входа в нору крысы, хорошо замаскировав их. Крыса, выскакивая из норы, с ходу наступает на тарелочку капкана и попадается в него. В первую очередь при этом способе отлавливаются наиболее активные и подвижные крупные самцы. Понятно, что при этом крысы заранее не контактируют с орудием лова. Раньше крыс довольно успешно ловили в верши. В такую ловушку за ночь могло попасться несколько крыс. Вероятно, это объясняется тяготением крыс к скучиванию. Вслед за первой попавшейся крысой в ловушку устремлялись и другие. Совсем иначе дело обстоит с ловушками, начиненными приманкой. Обычно значительный процент крыс игнорирует их.

Для более успешного отлова крыс впервые А.П. Кузякин (1963) рекомендовал выставлять не настороженные ловушки, но снабженные приманкой. Крысы привыкали к ловушкам, и, когда ловушки настораживали, некоторые особи попадались в них.

Работая с мечеными крысами в Узбекистане, мы держали ловушки-живоловки с приманкой, но не настороженными. Крысы могли входить в ловушку, есть приманку и свободно выходить из нее. Когда же было необходимо отловить крысу, мы настораживали ловушку, и крысу можно было легко поймать. Однако, некоторые крысы ни при каких обстоятельствах в ловушки не шли. (Квашнин, Карасева, 1985).

Мы уже писали раньше (Карасева, 2000), какую необыкновенную настороженность проявляют крысы по отношению к выложенной приманке, даже без включения в нее яда. Наши многочисленные опыты показали, что крысы наиболее осторожны на тех свинофермах, где недавно проводилась дератизация. Это объясняется тем, что численность крыс невелика и, кроме того, в основном, сохранились те особи, которые не брали и не берут отравленную приманку. Это остаточная часть популяции особенно осложняет проведение дератизации (Chitty, 1954).

Таким образом, рациональное ограничение численности крыс возможно только при предварительном тщательном изучении особенностей их образа жизни в конкретных условиях (Тощигин, Рыльников, 1985).