Гавиал Гангский. Вид: Gavialis gangeticus = Гангский гавиал. Гавиалы. Гавиал. Gavialidae Huxley, 1860 = Гавиалы. Гавиал. Аллигаторы. Alligatoridae = Аллигаторы. Крокодилы, алигаторы, гавиалы. Рептилии, пресмыкающиеся, характеристика класса, ящерицы, змеи, ужи, крокодилы, черепахи, анаконда, гекконы, агамы: биология

Вид: Gavialis gangeticus = Гангский гавиал

Вид: Гангский гавиал = Gavialis gangeticus (Gmelin, 1789)

Читать очерк: Семейство: Гавиалы

...В желудках гавиалов иногда находят останки человека и драгоценные камни. Объяснением этого могут служить погребальные обряды народов полуострова Индостан, при которых кремированные тела посылались по течению реки, и гавиалы поедали останки. Таким же способом к ним попадают и драгоценности, которые гавиалы заглатывают для балласта и в качестве гастролитов - камней для перетирания пищи в желудке. Для живых людей эти крокодилы неопасны, несмотря на крупные размеры.

Гавиал ведет водный образ жизни. Его уши при погружении под воду закрываются специальными мышцами, которые препятствуют проникновению воды в слуховой канал. Глаза гавиала вооружены мигательной перепонкой: эта прозрачная пленка скользит по глазу, защищая его при погружении от контакта с водой. Благодаря наличию особого светочувствительно слоя (Tapetum lucidum) под сетчаткой глаза гавиал хорошо видит ночью. Большую часть времени гавиал предпочитает держаться спокойных участков на глубоких быстротекущих реках. Покидает воду только на время солнечных ванн и сезона размножения. В отличие от других крокодилов гавиал плохо приспособлен к передвижению по суше - ножные мускулы не способны вынести тяжести тела и приподнять его над землей. В случае гавиала представляется возможным только ползанье: гавиал тащится по земле, скользя по поверхности брюхом, хотя при необходимости он способен развивать умеренную скорость. В воде он проворен благодаря хорошо развитому хвосту, плоскому телу и широким перепонкам на задних лапах. После рождения, самка какое-то время охраняет молодых гавиалов.

Социальная структура: У каждого самца есть индивидуальный участок со своим гаремом, который состоит из нескольких самок. Самец ревностно охраняет гарем от других претендентов.

Размножение: В период гона самцы и самки начинают тереться друг с другом своими мордами и самец начинает следовать за самкой по своей территории, пока не подойдет время спаривания. Самка сигнализирует о своей готовности спариться подъемом ее головы (общий для крокодилов жест покорности), тогда самец захватывает ее лапами и оба погружаются в воду. Иногда спаривание длится вплоть до 30 минут.

После спаривания, в марте-апреле на песчаных берегах самка строит гнездо-нору, при этом она делает несколько ложных или пробных дыр перед окончательным выбором места для гнезда. Гнездо представляет собой ямку глубиной около 50 сантиметров (20 дюймов) и расположенного в 3-5 метрах (10-16ft) от воды, в которое откладывает 30-50 яиц (в среднем - 37) и тщательно зарывает их растительным материалом. Кладка у гангского гавиалов весит больше, чем у других крокодиловых: каждое яйцо гавиала весит до 160 граммов (шесть унций). Самка день проводит неподалеку в воде, но каждую ночь возвращается к гнезду, стараясь защитить кладку от ночных хищников. Отмечено, что размер кладки и величина отдельных яиц находятся в прямой зависимости от размера и возраста самки.

Сезон/период размножения: Спаривание происходит в течение двух месяцев (ноябрь-январь). Половое созревание: Самки достигают половой зрелости в длине 3 метра, что происходит в возрасте 10 лет. Беременность: Инкубационный период продолжается около 83-94 дней.

Потомство: По окончании инкубационного периода вылупляются детеныши, которых мать, в отличие от других крокодилов, не переносит в воду. Это связано с тем, что ее челюсти для этого не приспособлены, а зубы остры, как иголки. Но она продолжает заботиться о молодых гавиалах еще спустя некоторое время после их рождения.

О размножении гангского гавиала мы узнали из исследований Андерсона. Он вырыл из песка яйца и продержал у себя некоторое время несколько вылупившихся, отчасти с его помощью, молодых гавиалов. Яйца, 40 штук, лежали двумя одинаковыми кучками, расположенными одна над другой. Они были отделены слоем песка толщиной около 60 см. Вероятно, яйца были отложены в разное время. Премилые молодые животные имели после вылупления в длину 40 см, причем на рыло приходилось 4 см, а на хвост 22 см. Цвет их был серо-буроватый, на спине между передними и задними ногами расположены пять неправильных темных поперечных полос, на хвосте их 9. Непосредственно после вылупления они уже бегали с необычайной быстротой, один из них, вылупившийся с помощью Андерсона, живо огрызнулся, и укусил в палец нашего путешественника, прежде чем тот успел освободить его полностью из скорлупы.

Гавиал считается одним из самых редких крокодиловых, и в 1970-х гг. он был близок к полному исчезновению. Гангский гавиал находится под охраной. Вид занесен в Приложение I конвенции CITES и Красную книгу IUCN по категории: EN C2a, E (ENDANGERED). Популяция гавиала восстанавливается в результате охранных мер, хотя в некоторых местах из-за резкого снижения количества рыбы все еще сокращается его численность, т.к. рыба является основной частью их рациона.

Разработаны программы по разведению гавиалов в неволе на крокодиловых фермах, которые действуют, начиная с 1981 года, когда первая партия животных была выпущена в Индии. Таким образом, в природе появилось свыше 3000 животных, теперь только в Индии популяция насчитывает более 1500 гавиалов. Общая численность популяции достигла 2500-3 500 особей.

К сожалению, до сих пор ведется охота на гавиалов, их яйца собирают для медицинских целей, а на самцов охотятся ради их «шишек», с которыми ассоциируются возможности усиления потенции.