Слоновая, или Галапагосская, черепаха = Chelonoidis elephantopus. Американские сухопутные черепахи, Chelonoidis, Угольная черепаха, Аргентинская черепаха, Зубчатая черепаха, шабути . Черепаха, черепахи: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид:Слоновая, или Галапагосская, черепаха

Вид: Слоновая, или Галапагосская, черепаха = Chelonoidis elephantopus (Harlan, 1827)

Читать дополнительно: Слоновая, галапагосская черепаха; Селекционеры и галапагосские черепахи ; Слоновая черепаха; Старейшая слоновая черепаха;

Очень крупная черепаха с длиной карапакса до 122 см и массой тела до 300 кг. На больших островах самцы несколько крупнее самок. В различных популяциях наблюдаются значительные различия в размерах и форме панциря, на основании которых их можно разделить на две основные группы:

1. На небольших засушливых островах черепахи мелких размеров с седловидными карапаксами и Фотоболее длинными и тонкими ногами. Масса самок до 27 кг, самцов до 54 кг. Различия в размерах самцов и самок выражены сильнее.

2. На крупных влажных островах живут более крупные особи с высоким куполообразным карапаксом. Предполагают, что седловидный карапакс позволяет черепахам внедряться и укрываться в густую жесткую растительность.

Питаются зеленой растительностью островов, включая кустарники и травы, ядовитые для других животных. Активность дневная. Спаривание происходит в любое время года, но есть сезонные пики наибольшей половой активности.

Самки откладывают до 22 почти шаровидных яиц диаметром: 5—6 см и массой до 70 г.

В 1959 г. в Эквадоре был осуществлен запрет на отлов черепах, яиц и их вывоз, а Галапагосы были объявлены Национальным парком. С 1970 г. из Эквадора запрещен вывоз черепах, размножившихся в неволе или в природе. С 1969 г. в США законом запрещен ввоз этих черепах в страну. Производится уничтожение хищников и конкурентов. Гнезда черепах охраняются, для чего ограждаются заборами из вулканической лавы. Яйца перевозятся на исследовательскую станцию Ч. Дарвина для инк Фотоубирования. Молодые черепахи возвращаются на исторические территории после достижения ими определенных размеров. Разрабатываются методы искусственного осеменения самок, на станции Ч. Дарвина есть успехи в разведении некоторых подвидов. Создана размножающаяся колония С. е. hoodensis. Успешно размножается С. е. elephantopus в зоопарке Гонолулу. Несколько особей слоновой черепахи содержатся в зоопарках Цюриха, Сиднея и др.

Выделяется 12 сохранившихся подвидов, эндемичных для о-вов Галапапагос. Все они включены в Красную книгу МСОП и Приложение Конвенции о международной торговле как подвергающиеся опасности исчезновения.

Слоновая черепаха Ротшильда = Chelonoidis elephantopus becki (Rothschild, 1901)

Населяет северные и западные Фото склоны вулкана Вольф на о. Исабела (Альбемарль). Популяция насчитывает около 2000 особей и ее репродуктивные возможности оцениваются положительно.

Численность черепах на острове уменьшают одичавшие кошки, черные крысы, поедающие яйца и молодняк.

Чатамская слоновая черепаха = Chelonoidis elephantopus chathamensis (Van Denburg, 1907)

Населяет северо-восток о. Сан-Кристобаль (Чатам). Популяция насчитывает около 500—700 особей. Нормальное восстановление численности популяции тормозится и из-за вытаптывания ослами и уничтожения молодняка одичавшими собаками, из диких гнездований вывозятся для дальнейшей инкубации на исследовательскую станцию Ч. Дарвина. В 1979 г. на о. Сан-Кристобаль было возвращено 139 молодых черепах.

Слоновая черепаха Дарвина = Chelonoidis elephantopus darvini (Van Denburg, 1907)

Населяет запад центральной части о. Сан-Сальвадор. Большая часть популяции была вывезена с о-ва в начале XIX в. китобойными судами. После массовой интродукции коз зеленые береговые низменности были превращены в пустыни. Гнезда и молодых черепах уничтожают живущие на вольном выпасе свиньи. Соотношение полов в популяции несбалансированное. Самцов больше, чем самок. Репродуктивный успех популяции начал резко сокращаться 50 лет назад. Гнезда охраняются, а с 1970 г. яйца для инкубации перевозятся на исследовательскую станцию Ч. Дарвина. На о. Сан-Сальвадор было возвращено 115 особей.

Обыкновенная слоновая черепаха = Chelonoidis elephantopus elephantopus (Harlan, 1875)

Распространена на востоке о. Исабела (Альбемарль). Ареал подвида перекрывается с С. е. guentheri и, возможно, эти два таксона должны быть объединены.

Популяция сильно подорвана моряками в XIX—XX вв. и экстенсивным отловом в конце 50.—60-х годов скотопромышленниками. В настоящее время насчитывается около 700 особей. Спаривание и гнездование в естественных условиях еще наблюдается, хотя молодых животных в природе найдено очень мало. Численность популяции сильно подрывают собаки, кошки и свиньи. Яйца и молодняк вывозятся на исследовательскую станцию Ч. Дарвина. С 1971 г. 114 подросших особей было возвращено в природу.

Дунканская слоновая черепаха = Chelonoidis elephantopus ephippium (Gimther, 1875)

Населяет юго-западные склоны о. Пинзон (Дункан). В большом количестве вывозилась экспедициями в конце XIX — начале XX в. Сейчас сохранилось около 150 взрослых особей. Интродуцированные на остров черные крысы уничтожают кладки черепах и естественного возобновления популяции не происходит.

1965 г. начали вывоз яиц для искусственной инкубации на исследовательскую станцию Ч. Дарвина и 182 подросших особи были возвращены на остров.

Слоновая черепаха Гюнтера = Chelonoidis elephantopus guentheri (Baur, 1889)

Обитает на склонах вулкана Сьерра-Негра на о. Исабела. Уничтожение популяции, начатое моряками и колонистами продолжалось до 1950 годов. Сейчас сохранилось около 500 особей, разделенных на две группы. Около 300 черепах обитает на восточных и около 200 — на западных и юго-западных склонах вулкана Сьерра-Негра. Естественное размножение, возможно, более менее успешно на восточных склонах; на западе кладки уничтожаются крысами, кошками, собаками и свиньями.

Эспаньольская слоновая черепаха = Chelonoidis elephantopus hoodensis (Van Denburg, 1907)

Обитает на о. Эспаньола. Очень сильно эксплуатировалась китобоями в XIX в. В начале 1970 годов было найдено его 14 взрослых особей (2 самца и 12 самок), которые были перевезены для размножения на исследовательскую станцию Дарвина. 79 молодых черепах возвращено на остров, а 50 оставлено на станции для дальнейшей работы по репродукции и восстановлению подвида.

Исабельская слоновая черепаха = Chelonoidis elephantopus microphyes (Gimther, 1875)

Населяет южные и западные склоны вулкана Дарвин на о.Исабела. В XIX в. в большом количестве заготавливалась китобойными судами. Сейчас популяция насчитывает от 500 до 1000 особей. Размножение, видимо, проходит успешно. Численность популяции сильно подрывают крысы, одичавшие кошки, собаки и свиньи.

Черная слоновая черепаха = Chelonoidis elephantopus nigrita (Dumeril et Bibron, 1835)

Обитает на о. Санта-Крус. Некоторые систематики объединяют ее с подвидовой формой С. е. porteri.

Сантакрусская слоновая черепаха = Chelonoidis elepnantopus porteri (Kotschild, 1903)

Основная по численности популяция обитает на юго-западе о. Санта-Крус. Небольшое число черепах сохранилось на северо-западе. Всего насчитывается 2000—3000 рецентных особей. Эксплуатация черепах для заготовки жира осуществлялась вплоть до 1930 годов. Эффективность размножения популяции в течение многих лет подрывается хищничеством собак и свиней. Ежегодно 15—20 молодых черепах вывозится для размножения на исследовательскую станцию Ч. Дарвина.

Слоновая черепаха Ванденбурга = Chelonoidis elephantopus vandenburghi (Mertens et Wermuth, 1955)

Населяет Кальдеру и южные склоны вулкана Альдеро на о. Исабела. Самая многочисленная популяция черепах на Галапагосах, насчитывающая примерно 5000 особей. Естественное ее воспроизводство осуществляется успешно.

Джервисская слоновая черепаха = Chelonoidis elephantopus wallacei (Kotschild, 1902)

Данных по экологии подвида практически нет. Встречается на Джервис в группе Галапагосских о-вов.