Удивительные лягушки: анатомия, строение, пение, питание, охота. Квакша, лягушка, жаба, тритон, червяга, саламандра:амфибии, земноводные: фото, изображение, питание, добыча, образ жизни, размножение, икра, личинки, жабры, экология поведение, повадки, биол

Интересно о размножении амфибий

АМФИБИИ:

ФотоПерейти в оглавление раздела : Удивительные факты о жизни амфибий

Лягушачья икра

Лягушки откладывают икру в небольших озерцах и прудах в виде студенистых комков. В свежей кладке яйца тесно примыкают друг к другу, а через некоторое время оболочка разбухает, и расстояние между ними увеличивается.

Лягушачье гнездо из листьевФото

Земноводные не замечены в особой заботе о своем потомстве. Исключение составляет лягушка филломедуза из Южной Америки, которая строит подобие гнезда. Когда приходит пора позаботиться о потомстве, карабкается в крону деревьев. Самец и самка совместными усилиями сооружают гнездо из листьев, скрепляя их собственной слизью. В это гнездо, обязательно расположенное над водой, откладывается икра.

Большую часть своей жизни головастики проводят под защитой гнезда, но рано или поздно непрочная постройка не выдерживает веса подросших головастиков и прорывается. Головастики падают в воду, и ту них начинается новый период жизни. Молодые лягушата оставляют водоем и предпочитают, так же как и их родители, жизнь в вершинах деревьев.

Когда головастики растут быстрее

В конце апреля или начале мая во всех лужах и мелких заводях будут видны маленькие черные головастики – потомство травяной (Rana temporaria) и остромордой (Rana arvalis) лягушек. Они будут расти и развиваться от двух до трех месяцев, в зависимости от температуры. В теплое лето быстрее, а холодное – медленнее.

Длина головастиков лягушки чесночницы может превышать 15 сантиметров.

Сколько лягушат выйдет из икры?

Многие из птиц не прочь отведать лягушачьей икры, на головастиков есть свои любители - вороны, сороки, зимородки. Но больше всего головастиков гибнет, когда высыхают лужи и болотца. Покидает водоемы лишь 5% лягушачьего потомства.

Когда головастики крупнее лягушек

У шлемоголовой лягушки (Calyptocephalus gayi), живущей в водоемах Чили, головастики вырастают до 15 см, хотя сама лягушка имеет длину 20 см. У псеудисов, или удивительных лягушек, головастики более чем в 3 раза крупнее взрослых особей – 25 см против 7.

Из икры вылупляются лягушата

Жизненный цикл большинства амфибий предусматривает стадию головастика, которая длится несколько месяцев, которая сменяется быстрым метаморфозом с последующим многолетним проживанием в условиях суши. Взрослые животные возвращаются в водоем, чтобы отложить икру. Есть и исключения. Так лягушки многочисленного рода Eleutherodactylus мечут икру прямо на земле, и в короткий срок из икринок выходят миниатюрные лягушата. Это явление распространено среди тропических лягушек Америки. Лягушки рода Arthroleptis также в своем развитии минуют стадию головастиков. То же имеет место и в Юго-восточной Азии и на Мадагаскаре. В горных районах Северного острова Новой Зеландии обитает лягушка Leiopelma длиной около 5 см. Она замечательна тем, что из икры, отложенной ею на суше, вылупляются уже готовые лягушата, хотя и имеющие хвост. Это не единственная из амфибий, которая обладает способностью такой. Африканские лягушки рода Nectophrynoides сохраняют икринки в яйцеводе и рождают лягушат, миниатюрную копию взрослых.

Размножение саламандр и тритонов

Оплодотворение у подавляющего большинства саламандр и триотонов внутреннее, и самка захватывает клоакой слизистые мешки со сперматозоидами (сперматофоры), отложенные самцами. Количество икры, откладываемое хвостатыми, сравнительно невелико - от 2-5 до 600-700 яиц. Всем видам присуща забота о потомстве, начиная от простого случая завертывания яиц в листья подводных растений и кончая охраной яйцевых кладок и живорождением.

Некоторые виды саламандр - Salamandra salamandra, S. atra и родственные им дают рождение молодым, уже прошедшим стадию метаморфоза.

Интересной особенностью отряда безногих, или червяг является то, что все червяги (видимо, в связи с подземным образом жизни) перешли к внутреннему оплодотворению. Они рождают молодых, являющихся уменьшенной копией родителя.

Родительская опека

Лягушка-древолаз Dendrobates pumilio не откладывает икру в прудах и ручьях. Первое время, до вылупления головастиков, она остается на земле. Когда появляются головастики, мать относит их к листьям бромелий, растений-эпифитов, в которых накапливается дождевая вода. В этих крошечных бассейнах головастики развиваются в лягушат. Мать кормит их неоплодотворенной икрой.

Жабья икра

…выглядит как тонкий шнур, в котором икринки расположены двумя правильными рядами. Его длина может быть до 7 метров. Такие шнуры часто можно увидеть в неглубоких лужах, где шнуры оплетают подводную растительность или лежат на дне. Самка откладывает до 35 тыс. икринок.

Лягушачья икра способна омолаживать человеческие клетки

Незрелые лягушачьи икринки могут омолаживать взрослые человеческие клетки. Молекулы ядра этих клеток возвращают взрослые человеческие и мышиные клетки к адаптивному состоянию, более свойственному стволовым клеткам.

Джон Гердон (Кембридж) ввел в незрелые икринки шпорцевых лягушек (Xenopus) ядра взрослых мышиных и человеческих лейкоцитов. Два дня спустя в клетках появился характерный маркер мышиных и человеческих стволовых клеток, молекула Oct4 RNA. Это означает, что взрослые ядра начали вести себя как стволовые клетки. Ученые надеются изолировать вызывающие этот эффект вещества и потом использовать их для перепрограммирования обычных взрослых клеток - от кожи до крови. Тогда им удастся получить новый, практически безграничный источник подходящих реципиенту стволовых клеток, с помощью которых можно будет восстанавливать ткани, поврежденные, к примеру, болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.