Сексуальные страсти у животных.Этология: наука о поведении. Этология: история становления науки. Конрад Лоренц. Биография. Этология. Поведение животных

Сексуальные страсти у животных

Сексуальные страсти у животных. Д. Бйеркли

Женский гнев

Когда мужчин катастрофически не хватает, женщины вступают в жесткую конкуренцию. Самки домовых воробьев и тростниковых камышовок (самцы этих видов часто имеют по две партнерши) могут попытаться уничтожить яйца конкурентки.

А обделенные вниманием самки тритонов могут попытаться украсть сперму самца как раз в тот момент, когда он собирается впрыснуть ее в свою партнершу. Самки жабы еще более активны: ревнивые самки могут подкрасться к совокупляющейся паре и разорвать слившихся самку и самца.

Звуки любви

Конечно, это не Элвис Пресли. Это самец оленя, готовый реветь не переставая на протяжении нескольких дней, поскольку его рев является достаточно эффективным средством для сексуального возбуждения его подружек.

В арсенале других животных - полный набор средств для привлечения противоположного пола, включая феромоны. Химическая магия действует на огромные расстояния: даже небольшой намек на запах самки моли заставляет самцов преодолевать многие мили.

Смена полов

Если в семье рыбы-клоуна умирает женская половина, вдовец обычно реагирует на это сменой пола: он превращается в самку. У одного из видов морских червей наблюдается такая ситуация: если встречаются две самки, то та, что помельче, превращается в самца (но так как самцы растут быстрее, то скоро они снова поменяются ролями).

А если вокруг одной самки собирается слишком много самцов, то самцы меняют пол - теперь их очередь, чтобы за ними ухаживали.

Праздник однополой любви

Если вам кажется, что это приятно, делайте это: так, похоже, рассуждают обезьяны-бонобо, у которых половые сношения не только с противоположным, но и с собственным полом считаются настолько же нормальными, как воздушный поцелуй в Голливуде. Кроме того, иногда бонобо занимаются оральным сексом, они знают, что такое французский поцелуй и миссионерская позиция.

Для этих обезьян, похожих на шимпанзе, секс - это многоцелевой социальный процесс. Дельфинам же нечего предъявить в качестве оправдания своего извращенного поведения: порой они пытаются овладеть морскими черепахами.

Спецдоставка

Для самцов наутилуса любовь - это война. По мнению этих моллюсков, секс - это значит торпедой вонзить себя - и свои гены - в самку. Введенный однажды мужской орган служит как встроенный в самку банк спермы. br>

Аналогично самцы морского черта зарываются в живот своей более крупной самки и становятся постоянным паразитирующим яичком. Самки одного из видов червей просто вдыхают мелкого самца, который поселяется в укромном уголке в репродуктивном тракте, откуда он оплодотворяет яйца.

Беременные самцы

Шутки о том, кто носит брюки в семье, уже набили оскомину. Попробуйте рассказать их морским конькам. Знаете ли вы, что у морских коньков беременеют именно самцы. Они вынашивают потомство, потом лопаются, как воздушный шарик, и на свет появляются детишки.

Самцы ринодермы Дарвина (жабы) заглатывают оплодотворенные яйца и вынашивают потомство во рту. На самом деле, самцы многих видов - рыб и птиц - ответственны за заботу о детях.

Гермафродиты

Смена пола - это одно, а вот быть и мужчиной и женщиной одновременно - это совсем другое. Гермафродитов полно в царстве животных. Только подумайте, как разумно: быть в состоянии совокупляться с любым, кто постучит в дверь.

Среди тех, кто действительно в состоянии менять пол по собственному усмотрению - морские слизняки, дождевые черви и европейский гигантский садовый червь. Есть гермафродиты и среди позвоночных - например, черный каменный окунь.

Каннибалы

Любовь приносит боль - а иногда и смерь. Самки богомола и черной вдовы с удовольствием поедают своих бойфрендов, но не раньше, чем те успеют передать свои гены следующему поколению.

У морских малощетинковых червей все наоборот - мальчики съедают девочек. Самцы охраняют оплодотворенные яйца, пока те не лопнут, а так как самке все равно суждено скончаться после спаривания, то самец, не долго думая, съедает ее на ужин. Такого рода забота - предложить себя в качестве ужина - обусловлена тем, что самка, возможно, хочет получить гарантии, что ее потомство выживет.

Страсть и боль

Сексуальные порывы у многих видов варьируются от жестоких страстных укусов до летального исхода. Самцы навозной мухи, горных козлов и некоторых жаб в своем рвении к воспроизводству готовы причинять самкам боль и страдания, иногда фатальные.

А среди гавайских морских котиков (где соотношение самцов и самок 3:1) насилие получило такое широкое распространение, что биологи всерьез опасаются за выживание этого вида.

Пока смерть не разлучит нас

А теперь о весьма необычном в природе: моногамии. Для черного американского грифа, калифорнийской мыши и антарктического пингвина такие отношения - или отсутствие отношений на стороне - отвечает интересам и самок и самцов. Иногда хранить верность - это самая трезвая репродуктивная стратегия.