Питоны. Род: Python Daudin, 1803 = Питоны. Питон.

Род: Python Daudin, 1803 = Питоны

Вид: Python timorensis = Тиморский питон
Вид: Python curtus = Короткохвостый, или пестрый, питон

Читать дополнительно: * Королевский питон

Подсемейство: Pythoninae = Питоны

Подсемейство Питоны включает 6 родов с 22 видами. В основной род Python входит 7 видов наиболее крупных представителей подсемейства, широко распространенных в мире. Питоны этого рода встречаются в Африке, Австралии и Юго-Восточной Азии, а также на Малайском архипелаге и на острове Новая Гвинея.

Характерной особенностью биологии крупных питонов рода Python является их способность «насиживать» кладку. Явление заботы о будущем потомстве в виде «насиживания» кладки яиц достоверно известно у сетчатого, иероглифового и тигрового питонов. Самка, отложив яйца, сворачивается в три-четыре кольца вокруг кладки, как бы образуя живой конус, на вершине которого находится голова, возлежащая над кладкой. Таким образом самка не только охраняет кладку от всевозможных больших и малых хищников, всегда готовых полакомиться таким высококалорийным деликатесом, но, что еще более важно, согревает ее, чем ускоряет развитие эмбрионов.

Специальными исследованиями установлено, что температура тела самки, насиживающей яйца, обычно выше температуры тела самца на 6—7°, и примерно на 12—15° выше температуры окружающей среды. Механизм получения дополнительного тепла в теле самки змеи связан, возможно, с мельчайшими циклическими сокращениями мышц, продуцирующими внутреннюю теплоту. Несмотря на это длительность периода инкубации, т.е. длительность эмбрионального развития яиц питонов, продолжается около одного-полтора месяца. Самка весь период насиживания обычно ничего не ест.

Для питонов также характерно наличие в верхнегубных щитках двух-четырех ямок, которые выполнияют роль чувствительных терморецепторов при поисках теплокровной добычи.

Питоны окружены ореолом таинственности, о них сложено немало легенд и повествований. В них с ужасающими подробностями описывалось, как эта рептилия обвивала кольцами свою жертву, после чего сжимала её смертельным объятием с такой силой, что превращала жертву в кровавую массу. Древние африканцы, отдавая дань этой змее, даже воздвигали в ее честь храмы, а также приносили питону в жертву самых хорошеньких девочек от восьми до двенадцати лет в качестве "жен". При этом считалось, что стать женой питона - дело очень почетное. Поэтому родители сами добровольно приводили своих дочерей на заклание...

И впоследствии африканцы считали очень важным делом защиту питонов, даже внося ее отдельным пунктом в свои международные договоры. Питонов нередко селили в специальных храмах, где приставленные служители кормили их мышами и крысами. А человек, который по незнанию убивал это животное, подвергался страшному наказанию, не исключалось за это и смертное наказание.

Питоны - довольно крупные рептилии, имеющие длину тела от 1,5 метра до 10 и более, при этом масса их тела может доходить до 100 килограммов. Несмотря на то, что у питона нет ядовитых зубов, он представляет угрозу даже для крупных хищников благодаря могучей силе мышц своего тела, которым он обвивается вокруг потенциальной жертвы. Описаны случаи, когда питонам удалось задушить, а затем и проглотить целиком леопарда. Питоны – долгожители среди змей, некоторые особи доживают даже до 25 лет.

Фото питонов

Окраска тела питонов у различных видов и особей может варьировать от буро-коричневой до пятнистой. Чаще всего этих животных можно встретить в камышовых или тростниковых зарослях, нередко они скрываются среди каменных россыпей, где их увидеть достаточно трудно. Охотясь, питоны могут залезать и на деревья. Поэтому рацион питонов включает, кроме мелких млекопитающих (в основном грызунов), также таких животных как шакалы, молодые кабаны, дикобразв, их добычей иногда становятся и птицы. Известны случаи нападения питонов и на человека.

Необычный внешний вид имеет питон – калабария, выработавший в процессе эволюции удивительное защитно-обманное приспособление от врагов. Он всегда держит свою голову направленной вертикально вниз, в то время как его тупой и широкий хвост приподнят над землей. И так как конец хвоста весьма схож с головой, то это приводит в замешательство хищников и потенциальных жертв, которые ожидают нападения с одной стороны, а неожиданно подвергаются – с противоположной. Поэтому этот питон и получил от местных жителей название: "двухголовая змея". Интересна и биология калабарии, которая питаясь грызунами, большую часть своей жизни проводит под землей, в норах грызунов.

Немного времени посвятим интимной жизни самых крупных в мире змей. Для самцов питонов, как и для других змей характерно наличие двух пенисов. Пенисы самцов представляют собой подобие емкостей, которые при спаривании с самкой выворачиваются наружу. При этом в каждом конкретном случае используется, в зависимости от удобства, только один из органов.

Самки питонов довольно плодовиты, откладывая до 100 яиц. Откладываемые яйца, имеющие в длину до 9 сантиметров, по сравнению с размерами матери кажутся буквально микроскопическими. Самки питонов, в отличие от других змей, очень заботливые мамаши, которые охраняют и греют будущее потомство, свернувшись вокруг яйцекладки, пока не вылупятся детеныши. Интересной особенностью наделена самка индийского питона, которая, как оказалось, способна даже регулировать температуру своего тела, создавая будущим змеенышам лучшие условия для развития. При понижении температуры воздуха, мышцы у «насиживающей» самки начинают сокращаться с такой скоростью, что ее температура поднимается до нужного уровня. В настоящее время это единственный известный вид рептилий, который способен на точную регулировку температуры собственного тела.

Интересна биология бирманских питонов, особенности пищеварения которых поистине удивительны, способных питаться всего несколько раз в год, при этом они переваривают своих жертв практически без остатка. Секрет такого природного "таланта" – в наличии у них клеток особого типа, которые ранее были неизвестны науке. Бирманские питоны за один присест способны поглотить добычу массой вдвое больше их собственного веса. Возможно поэтому их питание происходит довольно редко.

Интересен и другой факт, связанный с их питанием - свою еду питон переваривает достаточно быстро. Это связано с тем, что имея в пищеварительном тракте крупную добычу, например, проглоченного телёнка, питон становится крайне неповоротливым и сам может стать легкой добычей другого хищника.

В способности внутренних органов бирманского питона к сильному растяжению заключается механическая основа процесса поглощения большой добычи. А вот за счёт чего происходит довольно быстрое и практически полное переваривание и усвоение (за исключением перьев и пуха), долгое время было неясно.

Специальные исследования позволили установить, что такое переваривание обеспечивается за счёт особого типа клеток-ловушек, которые имеют форму углублений на стенках кишечника. В процессе переваривания добычи они тесно контактируют с пищей, при этом микроворсинки соседних клеток "отлавливают" её крошечные частицы, после чего их помещают внутрь клетки-ловушки.

Именно в этих клетках происходит накопление частичек костной ткани, которые затем подвергаются дальнейшему расщеплению. Поэтому, основная "задача" клеток-ловушек – помочь в усвоении как можно большего количества кальция. Особо следует отметить, что клетки такого типа у других живых существ учеными пока не обнаружены....