Обыкновенный, или палласов, щитомордник —Agkistrodon halys Pall. Восточный щитомордник — Agkistrodon blomhoffi Boie. Ядовитые переднебороздчатые змеи, гадюка, гюрза, давойя, ошейниковая кобра, черная мамаба, яд, змеиный яд, Рептилии,Пресмыкающиеся (характерные черты класса), пресмыкающиеся, ящерицы, змеи, ужи, крокодилы, черепахи, анаконда, гекконы, агамы: биология, экология, разм

Вид: Обыкновенный щитомордник —Agkistrodon halys

Вид: Agkistrodon halys = Щитомордник

Подвид: Agkistrodon halys caraganus = Обыкновенный [Палласов] щитомордник

Обыкновенный, или палласов, щитомордник —Agkistrodon halys Pall.

Экология и биология. Сравнительно небольшая змея длиной до 70 см. Окраска туловища серая или коричневая, на спине вдоль хребта расположены широкие темные поперечные пятна. Сверху на голове четкий пятнистый рисунок. Населяет обширный ареал от устья Волги и Юго-Восточного Азербайджана через Среднюю и Восточную Азию до берегов Тихого океана. Встречается в горных лесах и степях, пустынях, по обрывам рек.

Питается грызунами, мелкими птицами, ящерицами, молодые змеи — беспозвоночными. Активен с марта по октябрь. Яйцеживородящ. В июле — октябре самки приносят 2—12 детенышей длиной 15—20 см.

Картина отравления. В месте инокуляции яда ощущается сильная боль. Обширные кровоизлияния наблюдаются в месте введения яда и во внутренних органах. На вскрытии правый желудочек сердца заполнен темной жидкой кровью, левый — пуст. Легкие без выраженной патологии, но печень, почки, селезенка застойные, мозг гиперемирован. Среди людей смертельных случаев от укуса обыкновенным щитомордником не отмечено, но некоторые сельскохозяйственные животные, например лошади, весьма чувствительны к его яду и, как правило, погибают после укуса.

Химический состав и механизм действия яда. В яде содержатся ферменты с протеолитическим и эстеролитическим действием, а также фосфодиэстераза, 5'-нуклеотидаза, ФРН. Существуют популяционные различия в спектре белков яда. Токсичность яда (DL50) для мышей составляет 0,8 мг/кг при в/в и в/б введении и 2,4 мг/кг при п/к введении. Минимальная геморрагическая доза яда 0,14 мкг/мышь.

Яд обладает тромбиноподобным, казеинолитическим и фибринолитическим действием, которое связано с активностью различных молекулярных форм эстеразы аргининовых эфиров, содержащихся в яде. Коагулопатии, вызываемые ядом, обусловлены ферментом, обладающим неполным тромбиновым действием, а также ингибитором агрегации тромбоцитов — термостабильным белком с Мr~14 000. При в/в введении кошкам в дозах 0,5—2,0 мг/кг яд вызывает обширные кровоизлияния во внутренних органах. Характерна выраженная начальная гиперкоагуляционная фаза ДВС-синдрома. Через 2 ч свертываемость крови заметно снижена, что обусловлено резким (более 50%) уменьшением содержания фибриногена в плазме на фоне активации фибринолитической системы. Следует учитывать и гемолитическое действие яда. В концентрации 5•10—5 г/мл яд стимулирует деятельность изолированных гладкомышечных органов.

Практическое значение. Перспективен для создания диагностических препаратов при выявлении болезней свертывающей системы крови......