Влияние сальмонелл на организм клещей. Сальмонеллы и клещи. сальмонеллез. Заболеваемость,энцефалитные иксодовые Клещи , возбудитель, профилактика, укус клеща, заражение, клещевые инфекцииКрым

Клещи и сальмонеллы

Перейти в оглавление раздела: Лихорадки геморрагические

Влияние сальмонелл на организм клещей

Еще в 1941 г. Rodhain и Van Оуе установили гибель клещей Argas reflexus, зараженных бактериями S. typhimurnim. Ими были описаны патологические нарушения целостности стенки кишечника при миграции сальмонелл в полость тела клеща. Они, а позднее Кондрашова (1975), описывают деструкцию и отторжение эпителиальных клеток кишечника клещей. Необратимые патологические изменения констатировал Глухов (1974) при заражении S. typhimurium взрослых особей Argas persicus. По его данным, из партии зараженных клещей погибало до 30%.

Обитание сальмонелл S. typhimurium, S. enteritidis, S. pullorum в клещах D. marginatus, H. punctata, D. daghestanicus оказывало на них патогенное воздействие, в результате которого погибало 30-90% клещей (Чиров, 1984). Parker и Steinhaus (1943) отмечали гибель клещей D. andersoni от воздействия на них S. enteritidis.

Таким образом, по немногочисленным данным, сальмонеллы оказывают отрицательное воздействие на организм клещей.

Бактерицидные свойства организма клещей

а) Лизоцим клещей и его действие на сальмонеллы. Организм клеща представляет собой сложную систему с присущими только ей особенностями обмена веществ. В организме кровососущих клещей образуются биологически активные вещества (ферменты, гормоны и т.д.), влияющие на рост и развитие микроорганизмов, попадающих в клеща в процессе кровососания. О наличии в организме клещей бактерицидного фактора неустановленной природы сообщали Anigstein и др. (1950), описавшие бактерицидное действие, которым обладают гомогенаты некоторых клещей (A. americanum, A. cajenense, R. sanguineus, O. turicata, A. persicus) в отношении таких микроорганизмов, как В. subtilis, В. mesentericus, В. megatherium, В. cereus и S. lutea.

Учитывая, что вопрос о бактерицидной активности гемолимфы, гонад, мальпигиевых сосудов клещей и о природе бактерицидного фактора изучен мало, нам предстояло, во-первых, определить, обладают ли антибактериальной активностью гемолимфа и коаксальная жидкость, гонады и мальпигиевы сосуды, во-вторых, попытаться подтвердить данные Duncan (1926) об антибактериальном эффекте содержимого кишечника клещей, распространенных в различных регионах нашей страны.

Выявлено слабое антибактериальное действие содержимого кишечника, гемолимфы, гомогенатов органов и тканей клещей О. papillipes в отношении штамма S. typhimurium (Подборонов и др., 1978). Бактерицидный фактор, обнаруженный нами в содержимом различных органов клещей, имеет белковую природу и относится к лизоцимам. Далее нами выявлены различия в чувствительности сальмонелл к действию лизоцимов, выделенных от разных видов клещей. Так, для сальмонелл минимальная задерживающая концентрация лизоцима клещей О. papillipes составляла 0,31-1,25мг/мл, подавляющая концентрация лизоцимов клещей О. papillipes, A. lahorensis, О. moubata была равна 1,25-2,5 мг/мл, яичного лизоцима 2,5-5,0, а лизоцима клещей H. asiaticum - 5,0-10,0 мг/мл (Подборонов, 1982).

Таким образом, лизоцимы, выделенные из клещей О. papillipes, О. moubata, A. lahorensis, действовали аналогично яичному лизоциму, но их активность в отношении S. typhimurium была в 2-4 раза выше яичного и в 2-8 раз выше лизоцима клещей H. asiaticum.

В наших последних работах доказано наличие бактерицидных веществ в жидкой слюне и цементной пробке иксодовых клещей, что объясняет бактерицидный эффект слюны, цементного конуса и других органов клещей (Alekseev et al., 1995; Подборонов, Буренкова, 1998).

Необходимо отметить, что такие возбудители, как боррелии, вирус клещевого энцефалита и некоторые другие, не чувствительны к лизоциму. Не исключено, что чувствительность возбудителей к лизоциму - важный фактор существования специфических клещевых инфекций.

б) Роль гемоцитов в фагоцитозе сальмонелл. До настоящего времени у членистоногих не обнаружены специфические клеточные структуры, которые могли бы выполнить функцию продуцентов специфических антител. Важную роль в сохранении, размножении и диссеминации возбудителей болезней человека и животных в организме членистоногих играют гемоциты. Для выяснения роли клеточных элементов клещей в проявлении антибактериального действия нами была поставлена серия опытов. Выполнение этих исследований могло быть осуществлено только при наличии данных о количественных и морфологических характеристиках клеточных элементов клеща. Мы опирались на сведения, опубликованные в работах Dolp (1970), Крючечникова (1979) и Купера (1980). Также, как и перечисленные авторы, мы наблюдали у незараженных особей О. papillipes: прогемоциты, ранние и зрелые плазматоциты и сферулярные клетки, количество которых у здоровых клещей было принято за контрольные показатели. Отклонение от соответствующих величин при инфицировании клеща в гемолимфу рассматривалось нами в качестве защитных реакций на введение бактерий. Введение сальмонелл в полость тела клещей О. papillipes вызывало бурную реакцию образования гемоцитов. Об этом можно судить по неуклонному росту числа прогемоцитов (в 3 раза), которое начинало увеличиваться через 6 часов, и параллельному росту числа плазматоцитов, фагоцитирующих этих микробов. С увеличением числа клеток в гемолимфе у зараженных бактериями клещей обнаружены клетки с фагоцитированными сальмонеллами. Фагоцитами, по нашим данным, являются плазматоциты. Фагоцитирование микробов плазматоцитами мы наблюдали уже через 2 часа после введения возбудителя в гемолимфу клеща, и этот процесс продолжался в течение 5 суток (Podboronov, 1997).

Читать дальше: Клещи и сальмонеллы