МАЛЫЙ СУСЛИК (Spermophilus pygmaeus Pallas, 1778) В КРЫМУ. ЖИВОТНЫЙ МИР КРЫМА

МАЛЫЙ СУСЛИК В КРЫМУ

ФотоМАЛЫЙ СУСЛИК (Spermophilus pygmaeus Pallas, 1778) В КРЫМУ.

А.М. Никольский (1891) считал, что в Крыму водится крапчатый суслик (Citellus suslicus Guldenstaedt, 1770) и даже высказал сомнение относительно обитания здесь серого суслика. На эту ошибку еще в 1913 г. первым обратил внимание А.А. Браунер.

Позднеплейстоценовый вид. Достоверные ископаемые остатки из Крыма известны, только начиная с позднего голоцена: из культурных слоев бронзового века (III-II вв. до нашей эры) древнегреческого города Мирмекий на Керченском полуострове. Найден также в мустьерских слоях.

Несмотря на то, что на протяжении первой половины 20 века суслик был одним из самых многочисленных животных степного Крыма, нет практически ни одной работы, специально посвященной этому виду полуострова, который, по мнению многих отечественных систематиков (Огнев, 1947, Виноградов, Громов, 1952, Громов, 1965, Определитель…, 1965 и др.), принадлежит к описанному В. и Э. Мартино подвиду S. p. brauneri Martino, 1916, распространенному в европейской, «западной части ареала вида до приазовских степей включительно» (Виноградов, Громов, 1952, Громов, 1965).

За время работы авторов в Крыму (с 1967 г.) с крымской популяцией (как, впрочем, и со многими другими) произошли радикальные изменения: из некогда фонового вида необлесенных пространств (Аверин, 1953, Вшивков, 1954, 1964) он стал редко или эпизодически встречающимся видом и сохранился лишь отдельными незначительными территориальными локалитетами.

В последние годы, в ходе эпизоотологического обследования тер Фото ритории Крымского полуострова (март 1981 г. - апрель 1993 г.) отловлено 179 особей малого суслика .

«Большинство видов (наземных беличьих – Д.) Старого Света обитатели открытого ландшафта: лесостепи, степи и полупустыни; один вид – малый суслик – частью проникает в зону пустыни…» (Виноградов, Громов, 1952). Основные местообитания малого суслика - большинство биотопов степного и частично предгорного Крыма, где отдает предпочтение участкам целины и залежей, то есть местам с почвенным покровом, который не нарушается регулярной вспашкой. Не избегает петрофитных участков, но нередко встречается и на пахоте. В районе Арабатской стрелки суслики живут в щелях стен (высота до 5 м) разваленной старой крепости во всей их толще. На песчаных косах и пересыпях встречаются реже. В лесополосах не так уж "исключительно редок", как писал Ю.В. Аверин (1953), во всяком случае, сейчас. А однажды суслик был встречен даже в старом фруктовом саду с густой древесно-кустарниковой растительностью, практически под пологом с полнотой 0,6-0,7, в 2 м от обрывистого берега р. Биюк-Карасу неподалеку от ж/д станции Желябовка. Высота берега около 1,5 м. От норы до открытого места около 20 м.

Часть популяции, которая занимает агроценозы, встречается как в посевах зерновых – озимых и яровых, так многолетних трав, что отмечалось и ранее (напр. Громов, 1965 и др.). Так из указанных отловленных в последние годы сусликов 3 (1,7%) были отловлены на посевах озимых культур, причем этот процент настолько невысок просто потому, что на эти биотопы приходится меньшая доля отловов.

Встречается суслик и в лесополосах, но из млекопитающих этого местообитания он, как и мышовка, хомячок, слепушонка, общественная полевка, хорек, не связан с древесным компонентом биотопа и все эти виды встречаются только лишь в одноярусных насаждениях, являясь заходящими из соседних открытых биотопов видами.

Характерна своей дефектностью териофауна молодых садов и особенно виноградников. Здесь отсутствуют как суслик, так и другие териокомпоненты различных, в том числе и открытых, местообитаний - хомяк, мышовка, желтогорлая мышь, черная крыса, белка, куница, барсук, косуля. Нужно сказать, что суслик, как и многие из этих видов, хоть изредка, но встречаются в старых садах.

Малый суслик - зимоспящий вид. Есть сведения и о летней спячке (Вшивков, 1964 и др.). Весеннее пробуждение, в зависимости от температурных условий, в феврале-марте. В свежих погадках серебристой чайки на Лебяжьих островах остатки суслика мы находили с января.

Сезонная активность сусликов в Крыму продолжается с 15.02 по 24.07, хотя визуально активные суслики в зависимости от гидротермических условий года, наблюдались К.К. Флеровым (1929; на Карадаге) и нами – вплоть до конца августа-конца ноября, до самых заморозков, но не позднее 23-29 ноября. Залегание в зимнюю спячку начинается в июле, причем первыми залегают взрослые самцы, - и продолжается в августе-сентябре: начинают спячку взрослые самки, а за ними и молодые животные. Именно они в иные годы задерживаются до холодов (Флеров, 1929).

Образ жизни строго дневной. Выход на кормежку с высыханием росы, в середине дня активность снижается, но не прекращается, а с 15-16 час. - вторая кормежка. С заходом солнца суслики забираются в норы.

Размножение. Половой состав: самцов в уловах несколько меньше, чем самок (44,6 и 55,4% соответственно), половой индекс 0,8.

Гон и спаривание тот час же по выходе из зимней спячки. Беременные самки встречаются в марте-мае, в т.ч. в марте отмечено 55,6%. Самая поздняя встреча - 24 июля, когда была отловлена беременная самка с 7 эмбрионами. Молодые суслики появляются в мае.

В холодные весны фенофазы единственного в году репродуктивного цикла могут запаздывать до месяца. Во второй половине марта встречали самок, длина эмбрионов у которых достигала 23 мм, в то время как в третьей декаде апреля отмечались самки с эмбрионами длиной 2-3 мм и одновременно с этими встречались самки с эмбрионами длиной 31-36 мм и даже кормящие. Самки в мае в большинстве подсосные. С июля в отловах уже преобладают молодые зверьки - до 90%. Среди молодых преобладают самки, иногда их до 75%.

Среди всех отловленных самок 19,4% беременных; число эмбрионов – 2-8, из них у 73,7% самок – 5-8 эмбрионов (по Лавровскому и Шатасу, 1948 – 1-15 и 3-6 соответственно). Плодовитость суслика по эмбрионам в среднем 6,8 за вычетом 1 рассасывающегося на одну самку. В помете 5-8, чаще 6 детенышей, которые в апреле-мае выходят из нор, а еще через месяц начинают расселяться. Плацентарные пятна (2-14, чаще 3-8, в среднем 6) обнаружены у 33,7% самок. Сравнение числа плацентарных пятен и числа эмбрионов, приходящихся на 1 самку, показывает, что не менее, чем для 39,4% самок это второй цикл размножения в жизни. Свидетельств того, что суслики размножаются трижды, мы не обнаружили.

Сведений по питанию в литературе мало, и они касаются, как правило, сельхозугодий. По нашим сведениям (с учетом литературных), суслик поедает не менее 32 видов кормов, 5 из которых - животного происхождения, и в их числе даже крымская ящерица. Остальные четыре - насекомые. Наиболее обычные корма - различные виды злаков, как культурных, так и дикорастущих, и различных луковичных эфемеров и эфемероидов.

Характерен для округа степного Крыма (Дулицкий, 1982) наряду с ондатрой, енотовидной собакой, восточноевропейской полевкой. Здесь встречается и ряд видов, которые местами заходят и в округ горного Крыма, но не далее предгорного участка, ввиду наличия в последнем больших площадей остепненного типа - это дикий кролик, малый суслик, большой тушканчик, степная мышовка, хомячок серый и обыкновенный хомяк, обыкновенная слепушонка, общественная полевка, степной подвид лисицы.

Распространен по всему степному Крыму, а по обезлесенным участкам заходит глубоко в Предгорья вплоть до Внутренней гряды, образуя островные колонии типа хорошо известной в прошлом колонии на Карадаге, а также между селами Глубокий Яр и Партизанское (рис. 2). Численность значительно колеблется, что связано как с биологическими особенностями вида, так и с антропогенным влиянием. В 20-х гг. в Евпаторийском районе, где было большое количество нераспаханных земель, учитывали от 700 до 800 нор на гектаре. В 30-х гг. Крымской станцией защиты растений в степном Крыму учтено 27 миллионов нор или 11,7 норы на гектаре в среднем, при этом надо помнить, что суслики распространены не сплошь, а локальными скоплениями. В отдельных местах численность сусликов намного превышает средние показатели. У с. Каменское на Керченском полуострове в 1971 г. было учтено 4800, в том числе 1488 обитаемых, нор на гектаре, в 1972 - на том же месте 1000 и 307 нор соответственно. Такая концентрация возникает на исключительно благоприятных участках. В целом же надо сказать, что в связи с почти полной распашкой степного Крыма заселенных сусликом площадей стало заметно меньше, чем раньше. В последнее десятилетие в связи с общим кризисом производства, в том числе и сельскохозяйственного, распаханность земель в Крыму заметно уменьшилась, в связи с чем наблюдается некоторое восстановление численности вида.

У суслика в Крыму обнаружена инфицированность вирусом геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Известно, что этот вид восприимчив к бруцеллезу. В качестве врагов зарегистрированы желтобрюхий и четырехполосый полозы, степной орел, степной и болотный луни, серебристая чайка, степная пустельга, балабан (редкий вид), канюк, хорь, лисица. Наибольшее влияние на малого суслика в Крыму оказывает серебристая чайка, существенное значение имеет лисица, в меньшей степени - болотный лунь. Остальные виды-враги или эпизодические, или вообще утратившие значение как враги, например, практически исчезнувший в Крыму, а возможно и на Украине степной орел.

Паразитов в Крыму известно не менее 17 видов эктопаразитов и 4 - эндопаразитов. В 1988 г. на суслике найдена блоха Ceratophyllus consimilis, ранее не указывавшаяся для Крыма. Суслик - носитель возбудителей (простейших, микробов, вирусов) многих опасных трансмиссивных болезней человека и животных, таких как бруцеллез, сибирская язва, чума, туляремия, альвеококкоз, токсоплазмоз, дикроцелиоз, Ку-риккетсиоз, лептоспироз, псевдотуберкулез. В наших условиях возбудители этих болезней, за исключением туляремии, от суслика пока не выделялись.

Вредоносность суслика известна давно. В 20-е годы в Крыму существовала даже целенаправленная широкомасштабная борьба с грызуном, но иногда его вредоносность преувеличивают: по наблюдениям на Керченском полуострове в 70-е гг., того зерна, которое скапливалось в придорожных кюветах в период уборки зерновых, хватило бы для пропитания не только всех сусликов Крыма, но и многочисленных мышевидных грызунов и зерноядных птиц. Это зерно было съедено грызуном благодаря человеческой бесхозяйственности, что вряд ли можно признать вредительством со стороны животных и относить на "долговой счет" того или иного вида.

Кроме обычной и привычной оценки малого суслика как вредителя сельского хозяйства, можно видеть и некоторые положительные аспекты его взаимодействия с сельхозкультурами. Так, например, до периода колошения злаковых культур суслики питаются их зелеными частями. Провести наблюдения за результатами этого воздействия, могущего способствовать кущению злаков и другим позитивным эффектам, по силам школьникам и было бы для них весьма привлекательно. Шкурки суслика заготавливались в качестве малоценной пушнины, однако добывание сусликов населением из-за недостаточно организованной системы заготовок в последние десятилетия снизилось, а затем и прекратилось. В Казахстане, например, помимо пушного назначения, ведется заготовка жира этого вида, который пользуется широким спросом у населения как народное лекарственное средство. Весьма существенным аспектом использования суслика (это же относится и к белке) могло бы быть его употребление в пищу: мясо обладает вполне приемлемым видом и вкусом.

Литература Аверин Ю.В. Вредные и полезные позвоночные животные древесно-кустарниковых насаждений степного Крыма // Тр. Крым. фил. АН СССР, зоология. – Симферополь. – 1953. – Т. 3. – В. 2. – С.6-35. Виноградов Б.С., Громов И.М. Грызуны фауны СССР / М.-Л.: АН СССР, 1952 . – 296 с. Вшивков Ф.Н. Вредные грызуны Крыма и меры борьбы с ними / Симферополь, 1954. - 52 с. Вшивков Ф.Н. Звери (дикие млекопитающие) / Симферополь: Таврия, 1964. – 88 с. Громов И.М. Наземные беличьи: Фауна СССР, Млекопитающие / М.-Л.: Наука, 1965. – 466 с. Дулицкий А.И. Териогеографическое районирование Крыма // Млекопитающие СССР: 3 Съезд ВТО: тез. докл. – М., 1982. – Т. 1. – С. 106-107. Каталог млекопитающих СССР (плиоцен-современность) / Л.: Наука, 1981. – 456 с. Огнев С.И. Звери СССР и прилежащих стран (звери Восточной Европы и Северной Азии): Грызуны / М.-Л.: АН СССР. – 1947. – Т.5. – 809 с. Лавровский А.А., Шатас Я.Ф. Причины колебаний плодовитости малого суслика (Citellus pygmaeus Pall.) / Фауна и экол. грызунов. – М.: МОИП. – 1948. –Т. 3. – С. 191-202. Медицинская териология: грызуны, хищные, рукокрылые // М.: Наука. - 1998. - 272 с. Определитель млекопитающих СССР / Бобринский Н.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.П. / М.: Просвещение, 1965. – 381 с. Соколов В.Е. Систематика млекопитающих (Отряды: зайцеобразных, грызунов) / М.: Высш. школа, 1977. – 493 с. Флеров К.К. О фауне млекопитающих Карадага (Крым) // Ежегодник Зоол. музея АН СССР. – 1929. – Т. 30. – С. 371-404.

Дулицкий А.И., Евстафьев И.Л., Товпинец Н.Н.