Белка. Охота на белку

Охота на белку

Охота на белку

Перейти в оглавление раздела: OХОТА: Зайцы, грызуны

Зверек этот настолько хорошо всем знаком и популярен, ч го нет необходимости описывать его внешний вид. Белка широко распространена в нашей стране, обитает по всей лесной зоне. Кроме того, белок акклиматизировали на Кавказе, в Крыму и в горных лесах Средней Азии.

Окраска зверьков очень изменчива географически. Например, в Белоруссии зимой встречается по-летнему рыжая белка, в центральных районах Европейской части страны — серая с примесью бурых или красных волос по хребту, в Сибири, особенно на Алтае, зимний мех белки пепельно-серый, а на Дальнем Востоке черный. Но у всех белок грудка и брюшко остаются белыми как зимой, так и летом.

Селится зверек в дуплах или шарообразных гнездах-тайнах, которые строит из тонких веточек, древесной коры, мхов и лишайников. Ведет дневной образ жизни. Кормится обычно в утренние и предвечерние часы. В середине дня белка малодеятельна. Зимой в сильные морозы она может не покидать гнезда в течение нескольких дней.

Основная пища белки — семена хвойных пород: ели, сосны, кедра, лиственницы и пихты. При неурожае семян хвойных зверек питается «кислой» шишкой, то есть семенами из шишек, сброшенных на землю клестами или ветром еще в прошлом году. Ест также почки ели и некоторых лиственных пород, желуди, лещину, семена бука, сережки ивы и осины, ягоды, грибы, семена различных трав.

Гон у белок протекает в феврале — начале марта. Беременность 35—40 дней, в помете бывает в среднем 5— 7 детенышей. Бельчата прозревают лишь в месячном возрасте, но в 40 дней уже начинают самостоятельно добывать себе пищу. В благоприятные по кормам годы самка приносит 2—3 помета.

Для белок характерны периодические колебания численности. В кормные годы прирост беличьего стада доходит до 400% (8—9 молодых зверьков на пару взрослых), а в малокормные прирост достигает только 75% 0,5 щенка на пару взрослых животных).

Циклы колебания численности измеряются 4—7 годами.

Охота.

В охотничьем хозяйстве белка имеет важное промысловое значение и, как пушной вид, занимает первое место по числу добываемых шкурок.

Основной способ добычи — охота с лайкой. Успех в большей мере зависит от рабочих качеств собаки. Она должна обладать хорошим чутьем, слухом и зрением, уметь не только отыскивать белку, но и следить за ней, когда та идет «верхом», то есть по вершинам деревьев.

Лучшее время для охоты с лайкой — утро, с рассвета до 10—11 часов, а затем вторая половина дня, за 2—3 часа до заката. В эти часы белка кормится и больше передвигается. В середине дня она отдыхает в тайне, и разыскать ее может только очень опытная собака.

Облаенный собакой зверек либо сидит открыто и даже иногда цокает на собаку, либо затаивается, забираясь в густую крону дерева. Многие охотники считают, что подходить к собаке, облаивающей белку, можно без всякого опасения: зверек, мол, не птица — никуда не уйдет. Это не так. Услышав подход охотника, белка крепко западает в кроне дерева или уходит верхом, причем иногда так стремительно, что собака не успевает за ней следить.

Рассматривать белку среди хвои и сучьев очень помогает обыкновенный шестикратный бинокль.

Для того чтобы заставить затаившуюся белку обнаружить себя, охотники чаще всего стучат по стволу дерева обухом топора.

Некоторые охотники считают, что лучшего результата можно достичь, если не стучать по дереву, а жердью или длинной палкой, как можно выше, поскрести по коре. Если дерево не особенно толстое, его раска .ч ивают, упираясь в ствол длинной жердью. Скорее всего можно заставить белку перескочить с дерева на дерево или выскочить из гайна, применив колот, о котором уже упоминалось в разделе «Куница».

Белку добывают и без собаки. Наиболее успешна эта охота в начале охотничьего сезона. Если снег еще не лег, зверька можно стрелять с подхода «на слух». Утром, когда белка еще кормится, охотник, по возможности бесшумно, переходит от дерева к дереву, под которым есть беличьи погрызки, и прислушивается. В тихую погоду кормящегося зверька можно услышать за 50—60 м. Если белка заслышала охотника и затаилась, нужно замереть на месте и подождать: через 5—10 минут белка выдаст свое присутствие.

Нельзя охотиться с подхода в ветреную погоду, когда слышимость в лесу сильно ухудшается.

С выпадением снега белку можно разыскивать и по следам. Эта охота особенно развита в Восточной Сибири, где bq . второй половине зимы снег настолько глубок, что охота с лайкой невозможна. Промысел белки без собаки иногда называют «гайнованием». Для такой охоты необходима тихая безветренная погода после ночной, хотя бы самой небольшой пороши. Охотники различают «поедной» след белки — ее путь на кормежку и «гаевой» след — путь сытого зверька к гайну.

На «поедном» следу задние лапки белки оставляют почти параллельные отпечатки с небольшим раскидом. Прыжки зверька, идущего на жировку, обычно равны 35—40 см и очень редко бывают меньше 20 см. На «гае- вом» следу прыжки более ровные, а расстояние между ними обычно меньше 20 см, задние же лапки зверек расставляет вразброс — «елочкой».

При розыске белки по следу очень важно правильно определить его свежесть. Опытные следопыты-эвенки определяют свежесть беличьего следа с точностью до нескольких минут. Для этого охотник вплотную наклоняется к следу и слегка дует в него. Если мельчайшие крупинки снега сдвигаются, след совершенно свежий — зверек только что прошел. Если сдвигаются только средние и крупные комочки снега, белка прошла 10—15 минут назад. Наконец, если частички снега в следу совсем не шевелятся, смерзлись, зверек прошел более получаса назад. Конечно, чтобы определить свежесть следа по этому способу, нужны большой опыт и наблюдательность, так как надо еще учитывать и состояние погоды. По-видимому, в большой мороз крупинки снега будут смерзаться быстрее, а в оттепель, когда снег тяжелый, отдельные его частички не сдуешь даже на свежем следу.

Ориентируясь по следу и определив, куда и когда прошла белка, охотник ее разыскивает. Например, если «поедной» след очень свежий, можно попытаться застать белку на жировке, а если несвежий, его надо бросить и искать «гаевой» след. Отыскав след к гайну, охотник осматривает деревья, у которых он обрывается. Не дойдя до своего убежища, зверек обычно заскакивает на дерево и остаток пути идет верхом. Внимательный осмотр деревьев дает возможность найти гайно.

В Сибири добывают белку без собаки и в годы больших урожаев семян лиственницы, когда зверьки в массе держатся в лиственничниках. На лиственнице кормящуюся белку охотник замечает за 100 и более метров, осторожно к ней подходит и стреляет. Лайка при этом только мешает: зверьки будут затаиваться или уходить верхом.

Белку промышляют также и самоловами — плашками, петлями и капканами.

В настоящее время плашки постепенно вытесняются древесными капканами, которые более транспортабельны и менее трудоемки в постановке. Лучшей приманкой при отлове белок промысловики считают сушеный гриб — масленок.

(Рассказ из кники Руковского Н.Н. «Охота на пушных зверей» скопирован с сайта «Питерский охотник» http://www.piterhunt.ru/pages/animals/)