Саванны.

Саванны

Саванны свойственные более возвышенным тропическим странам с сухим континентальным климатом. В отличие от настоящих степей саванны, кроме трав, содержат также кустарники и деревья. Саванны имеют много общего со степью, как по режиму увлажнения, так и по условиям обитания. В Африке такие сообщества занимают 40% территории.

Травянистая растительность саванн состоит по преимуществу из высоких сухо- и жесткокожистых злаков, растущих обыкновенно дерновинами; к злакам примешиваются дерновины других многолетних трав и полукустарников, а в сырых местах, затопляемых весной, — также и различных представителей семейства осоковых. Кустарники разрастаются в саваннах иногда большими зарослями, занимая площадь во много квадратных метров. Деревья саванн обыкновенно низкорослы; они как и кустарники иногда оплетаются лианами и обрастают эпифитами. Луковичных, клубненосных и мясистосочных растений в саваннах бывает немного. Лишайники, мхи и водоросли встречаются в саваннах крайне редко, только по камням и деревьям.

Общий облик саванн различен, что зависит от высоты растительного покрова, относительного количества злаков и других многолетних трав, полукустарников, кустарников и деревьев. Бразильские саванны представляют собственно светлые, редкие леса, а почва в таких лесах покрыта растительным травянистым и полукустарниковым покровом в ½ и даже в 1 метр высотой. Особенную форму саванн составляют так называемые льяносы Венесуэлы, где деревья или совершенно отсутствуют, или встречаются в ограниченном числе, а многие льяносы в дождливое время года затопляются разливами рек.

Условия жизни в саванне очень суровые, так как почва содержит мало питательных веществ. Она во время сухих сезонов пересыхает и там часто случаются пожары, а во время влажных сезонов  — почва заболачивается. Поэтому растения, что приспособились к условиям саванн, а их тысячи различных видов - очень жесткие. Деревья саван, чтобы выжить, вынуждены были выработать некоторые специфические качества для защиты от засухи и огня. Так, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды, длинные корни которого всасывают влагу глубоко под землёй. Акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания.

В саваннах теплый климат имеет сухой и влажный сезоны. Особенности развития трав (опыление ветром, вегетативное размножение, способность образовывать дернину и возобновлять рост несмотря на повреждения) помогают обеспечить огромное число травоядных животных источником питания. Многие районы саванн теперь используются для скотоводства и дикие формы жизни там полностью исчезли. В африканской саванне имеются огромные национальные парки, где дикие животные живут до сих пор. Видовое разнообразие животных в саваннах значительно меньше, чем в тропических лесах, но отдельные виды выделяются высокой плотностью особей, образуя стада, табуны, стаи, прайды.

Отмершими растениями питаются в основном термиты. Они возводят гигантские сооружения, достигающие в поперечнике 3-4 м и высоты до 7 метров. Миллионы термитов принимают участие в строительстве. Термитники состоят из почвенных частиц, которые скреплены экскрементами насекомых и выделениями из слюнных желез. Нередко число термитников достигает 2000 на га, составляя характерную деталь саванных ландшафтов.

Животные саванн были вынуждены приспособиться к выживанию в условиях засухи. Растениями саванн питаются многие звери и птицы: бородавочники, зебры, жирафы, слоны, цесарки, страусы. Пищевую конкуренцию среди растительноядных животных уменьшает использование разных кормовых объектов и различие в местах и времени питания. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности. Мелким животным трудно пускаться в дальние путишествия на поиски воды, поэтому они предпочитают погружаться в спячку на всё время сухого сезона.

В результате эволюции среди животных саванн сложилась четкая специализация в использовании кормовой базы. Так, например, бородавочники поедают подземные части растений (корни и клубни). Траву на некотором расстоянии от земли поедают зебры. Любители листвы и веток тщательно "подстригают" кусты и деревья в разных ярусах, в верхнем ярусе кормится жираф.

Хищники, как и везде, поддерживают в саваннах биологическое равновесие. Такие хищники, как львы, леопарды, гепарды - охотятся на бредущие стада травоядных животных, а остатки от их трапезы и падаль достается гиенам и стервятникам.

Читать дальше: Природные зоны Земли