Инвазионные болезни диких животных,Локализация паразитов.Источники и факторы передачи инвазии. Противопаразитарные препараты. Профилактика паразитарных болезней. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ. Этиология, признаки болезни, лечение, профилактика, диагноз, первая помощь, питание, диета. Инфекционные болезни кошек и собак: Краткая характеристика возбудителей инфекций собак и кошек

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ

Перейти в оглавление раздела: Инфекционные болезни: диагноз, лечение, профилактика ...

Читать: Инвазионные инфекции * Гельминтозы. Описторхоз. * Тениоз гидатигенный. * Тениоз пизиформный. Гидатигероз кошек. * Мультицептоз собак. Эхинококкоз собак. * Альвеококкоз собак. Дипилидиоз. * Дифиллоботриоз. Трихинеллез. * Анкилостоматидозы. * Токсаскаридоз собак. Токсокароз собак и кошек.

Читать: Арахнозы: Саркоптоз. Отодектоз собак. * Нотоэдроз кошек. Демодекоз собак.

Читать: Протозойные болезни, или протозоозы: Пироплазмоз собак. * Изоспороз собак. * Токсоплазмоз собак.

Читать: Эктопаразиты собак и кошек: Вши, власоеды, блохи. * Иксодовые клещи

Инвазионные или паразитарные болезни это те з::аразные болезни, возбудителями которых являются животные организмы: гельминты, паукообразные, насекомые и простейшие. Собаки и кошки заражаются ими различными путями. Алиментарным путем - когда паразиты пассивно попадают в рот вместе с кормом или водой; контактный путь предполагает соприкосновениеп здорового животного с больным, или же через предметы ухода за животными; при внутриутробном пути плод заражается в матке животного в период беременности самки; и наконец, через кровососущих членистоногих (двукрылых или клещей).

Те инвазионные болезни диких животных, возбудители которых бывают патогенными не только для животных, но и для человека, называются природно-очаговыми (напрмер, трихинеллез и др.).

У собак и кошек возбудители инвазионных заболеваний в зависимости от вида, могут обитать во многих органах и тканях. Паразиты в большинстве своем имеют специфическую локализацию, хотя некоторые виды способны паразитировать и в различных органах и тканях. Для большинства возбудителей инвазионных болезней характерна стационарная, т.е. постоянная локализация, для других - временная, для третьих - транзитная (когда, например, личинки анкилостомы мигрируют по кровеносной системе).

Источником инвазии могут быть только больные животные и паразитоносители (собаки и кошки), а к факторам передачи инвазии относятся почва, трава, подстилка, вода из луж, содержащие личинки и яйца гельминтов, цисты простейших. Многие беспозвоночные животные выполняют роль носителей инвазионных личинок паразитических червей, являясь, таким образом, их промежуточными хозяевами.

К этиотропным (специфическим) противопаразитарным препаратам, применяемым для лечения и профилактики инвазионных заболеваний собак, кошек и других домашних животных, относится несколько групп препаратов, выборочно и губительно действующие на те или иные группы паразитов. Так, антгельминтные средства применяются для освобождения организма животных от гельминтов, или паразитических червей. Сюда относятся: филиксан, фенасол, соли пиперазина, левомизол, фензол, ивомек, аверсект.

Инсектициды губительно действуют на паразитических насекомых, акарициды убивают клещей. Те инсектициды, которые одновременно губительно действуют и на клещей, называют инсектоакарицидами: циодрин, севин, бутокс, бензил-бензоат. Антипротозойные, или противопротозойные, средства применяют против протозойных болезней (азидин, беренил, трипансинь и др.). Противопаразитарные средства назначают внутрь (ангтельминтики), для обработки кожного покрова (инсектоакарициды) и подкожно (антипротозойные средства).

Профилактика паразитарных болезней включает соблюдение правил содержания и кормления собак и кошек, хороший уход за ними; недопущение контакта животных с промежуточными хозяевами и переносчиками паразитов; истребление мышевидных грызунов и изоляцию бродячих собак и кошек - распространителей инвазии; запрещение скармливания собакам и кошкам инвазированных (зараженных) мясных продуктов и их отходов. Важное значение имеет проведение профилактических дегельминтизаций и химиопрофилактических обработок собак и кошек (до клинического проявления болезней) а также дезинвазия предметов ухода за животными и объектов внешней среды от паразитов и их зародышей (яиц и личинок гельминтов, цист простейших).