Сальмонеллез.Этиология, признаки болезни, лечение, профилактика, диагноз, первая помощь, питание, диета. Инфекционные болезни кошек и собак: Краткая характеристика возбудителей инфекций собак и кошек

Сальмонеллез

Перейти в оглавление раздела: Инфекционные болезни: диагноз, лечение, профилактика ...

Читать дополнительно: * Природно-очаговые инфекции * Сальмонеллез

Сальмонеллез

Названием сальмонеллез, или паратиф, обозначают инфекционные болезни животных и человека, которые характеризуются лихорадкой и поражением пищеварительного канала (обычно с наличием поноса) и вызываются различными видами бактерий из рода сальмонелл.

Этиология.

Известно более 500 видов типов сальмонелл. У домашних животных, в том числе собак и кошек, чаще всего встречаются Salmonella typhimurium, S. enteritidis, S. suipestifer и др.

Сальмонеллы не образуют спор, поэтому малоустойчивы к действию высокой температуры и обычных дезинфицирующих средств. Однако в навозе, почве, воде и других объектах внешней среды могут сохраняться до 2-4 месяцев. Они также долго сохраняются в мясе животных-сальмонеллоносителей.

Эпизоотологические данные.

Носительство сальмонелл широко распространено среди разных видов животных. Собаки и кошки более устойчивы к этим микробам и заболевают преимущественно в молодом возрасте. Способствуют развитию заболевания нарушения в содержании и уходе.

Собаки и кошки заражаются сальмонеллами при поедании мяса и внутренних органов больных сальмонеллезом животных, или сальмонеллоносителей, а также грызунов. При групповом содержании животных (в питомниках, вивариях) распространение заболевания часто связано с наличием среди собак и кошек скрытых сальмонеллоносителей. Такие животные опасны и для человека.

Заражение сальмонеллами происходит через пищеварительный тракт, а выделяются возбудители в основном с фекалиями.

Признаки болезни.

Инкубационный период продолжается от 3 до 20 дней. Течение заболевания может быть острым, подострым и хроническим. При остром течении, преимущественно у щенков или котят или у взрослых животных, получивших большие дозы возбудителя с кормом или питьем, отмечается повышение температуры, отказ от корма, рвота, понос жидкими зловонными массами, часто с примесью слизи и крови. Кожа и шерсть вокруг заднепроходного отверстия запачканы калом.

Животное угнетено, отмечается быстрое исхудание. Нередко наступает гибель на 2-3-й день.

При более продолжительном подостром течении сальмонеллеза признаки поражения органов пищеварения затухают, но наблюдаются симптомы поражения дыхательного аппарата: истечение из носа, затрудненное дыхание, хрипы в легких.

При хроническом течении болезни отмечаются переменчивый аппетит, исхудание животного, периодические поносы, бледность слизистых оболочек, усиливаются явления бронхопневмонии.

Диагноз.

При диагностике учитываются клинические признаки болезни, эпизоотологические данные, а после гибели животного - и патологоанатомические изменения. Для подтверждения диагноза необходимы исследование фекалий животного или трупа и выделение соответствующего возбудителя. При продолжительном течении заболевания можно исследовать сыворотку крови на наличие антител к определенным видам сальмонелл.

Во всех случаях необходимо иметь в виду, что сальмонеллы нередко проявляют свое патогенное действие на почве других заболеваний, осложняя их.

При оказании первой помощи больных животных нужно своевременно изолировать, обеспечить диетическое питание.

Лечение.

Внутрь дают фталазол 0,1-0,5 г (в зависимости от возраста и размеров животного) 3-4 раза в день; сульгин - в тех же дозах 2 раза в день; фуразолидон с кормом по 30 мг на 1 кг живой массы 2 раза в день.

Из антибиотиков применяют левомицетин 0,01-0,02 г на 1 кг массы 3-4 раза в сутки (синтомицин в двойной дозе); хлортетрациклина гидрохлорат 10-20 тыс. ЕД на 1 кг массы животного внутрь 3-4 раза в день. При поносе применяют также салол (в дозе 0,1-1,0 г) и висмут (в дозе 0,5-2,0) одновременно через рот 2-3 раза в день.

При поражении легких рекомендуется норсульфазол, сульфадимезин или этазол по 0,35-0,5 г внутрь 3-4 раза в сутки.

При сердечно-сосудистых нарушениях подкожно вводят 20%-ное камфорное масло от 0,2 до 5,0 мл (в зависимости от размера животного), сульфокамфокаин внутримышечно по 2 мл 2 раза в день.

В самом начале заболевания может быть эффективным введение подкожно поливалентной гипериммунной сыворотки против сальмонеллеза в дозе 10,0-15, 0 мл.

Очень важно обеспечить диетическое кормление больного животного (свежее мясо, печень мелкими кусочками, сухарики, ацидофильное молоко и т. п.). Вместо воды дают пить раствор калия перманганата (1:1000).

Профилактика.

Необходимо строжайшее соблюдение правил содержания и кормления животных. Ни в коем случае нельзя давать корма испорченные или происходящие от животных-сальмонеллоносителей (последние можно подвергать термической обработке).

Систематически следует вести борьбу с грызунами.

При групповом содержании животных (собак) в случае заболевания применяют специфические прививки сывороткой и поливалентной вакциной против сальмонеллеза.

Источник: "Болезни собак и кошек". С.И. Братюха, И.П. Ревенко, И.С.Нагорный, А.А. Шевцов и др. Издание 4. 2001 г.