Колибактериоз. Этиология, признаки болезни, лечение, профилактика, диагноз, первая помощь, питание, диета.Инфекционные болезни кошек и собак: Краткая характеристика возбудителей инфекций собак и кошек

Колибактериоз

Перейти в оглавление раздела: Инфекционные болезни: диагноз, лечение, профилактика ...

Колибактериоз

Остропротекающая бактериальная инфекционная болезнь новорожденного молодняка различных видов домашних животных, изредка болеют также щенки и котята. Возбудителем колибактериоза являются энтеропатогенные типы кишечной палочки (Esherichia coli). В настоящее время известно более 150 таких типов. Кишечная палочка обладает такой же устойчивостью, как и сальмонеллы.

Энтеропатогенные серотипы кишечной палочки выделяются в окружающую среду с калом больных животных или микробоносителей и вызывают заражение восприимчивых животных через пищеварительный канал. Это происходит главным образом при антисанитарных условиях содержания животных, при погрешностях в кормлении, прежде всего сук и кошек, в последний период беременности и кормящих, а также молодняка.

Заболевают колибактериозом щенки и котята в первые дни жизни. У животных старшего возраста патогенные серотипы кишечной палочки могут вызывать те ли иные осложнения на почве осложнения организма другими инфекционными заболеваниями.

Инкубационный период продолжается от нескольких часов до 3-5 дней. У щенков и котят колибактериоз в основном протекает остро и характеризуется поражением кишечника. Сначала отмечается общее беспокойство, животные отказываются от корма (не хотят сосать), жалобно повизгивают или пищат. Температура тела слегка повышена, быстро развивается понос с выделением жидкого кала, желтовато-белого или зеленоватого, часто с примесью слизи и крови, пропитанного пузырьками газов. Кожа вокруг ануса сильно загрязнена жидкими испражнениями.

Больные щенки и котята быстро худеют и ослабевают, иногда у них отмечаются нервные явления. Заболевание длится 3-5 суток и у самых молодых нередко кончается гибелью.

Диагноз ставится так же, как и при сальмонеллезе. Проводится в основном так же, как и при сальмонеллезе. Эффективно применение (через рот) хлортетрациклина гидрохлорида (0,01-0,02 г), окситетрациклина (0,025 г) или мицерина (0,01 г - все на 1 кг живой массы).

Необходимо соблюдать правила содержания и кормления животных, особенно сук и кошек в период беременности (полноценные рационы с наличием витаминов и минеральных веществ).

Источник: "Болезни собак и кошек". С.И. Братюха, И.П. Ревенко, И.С.Нагорный, А.А. Шевцов и др. Издание 4. 2001 г.